В РГПУ им. А.И. Герцена 28-29 ноября 2019 состоялась международная конференция «Воспитание и социализация в современной социокультурной среде» и в ее рамках - двухдневная Секция «Подходы социально-эмоционально-этического обучения (socio-emotional-ethical learning) в контексте российского образования» (руководитель – к.филос.н. М.Н. Кожевникова, Зав. НИ Лабораторией социальной поддержки личности РГПУ им. Герцена).
В мире образования вошла в моду тема 'soft skills', подразумевающая развитие не только когнитивных способностей, но и способностей общения и искусства обращения с собой. "Эмоциональный интеллект" и "социально-эмоциональное обучение" (СЭО) в мире получили за последние десятилетия уже широкое распространение, но в России известны пока понаслышке. На конференции в РГПУ им. Герцена для российских педагогов впервые были подняты вопросы о необходимости и тенденциях направления социально-эмоционально-этического образования (СЭЭО), в целом; и о специфике программы СЭЭО (последней версии СЭО, запущенной в международных масштабах в апреле 2019 г. и включившей этическое направление как важнейшую составляющую), которая была разработана на базе Университета Эмори , США; о ее общности и различиях с российской традицией воспитания и возможностях ее использования в современном российском образовании. Программу СЭЭО университета Эмори представил руководитель центра по ее разработке Д-р Брендан Озава-де-Сильва.
В конференции состоялись выступления российских ученых, предложивших анализ идей и подходов СЭЭО, и зарубежных коллег, поделившихся своим опытом работы по направлению СЭЭО; а также педагогические мастерские российских и зарубежных педагогов по СЭО и СЭЭО.
С живым участием всех присутствовавших на конференции педагогов ученых и практиков состоялись обсуждения в малых группах и круглые столы, посвященные вопросам 1) о педагогических смыслах и возможных педагогических проблемах СЭО и СЭЭО; 2) об эмоциональности и нравственном воспитании, в связи с проблемами педагогической практики, и о специфике подходов СЭЭО; 3) о возможностях использования подходов, практик, программ СЭЭО в разных областях, видах, формах образования; 4) о возможном месте СЭЭО в российском образовании, исходя из контекста педагогических и этических российских традиций.
Событие оказалось интересно для педагогов, будущих педагогов, психологов и других деятелей, связанных с областью образования, которым важны новые методы личностного, эмоционального, когнитивного, этического развития учащихся и также методы эмоционального восстановления педагогов, в особенности, для решения проблем профессионального выгорания.
После завершения конференции Д-р Брендан Озава-де-Сильва, который выступал также и в пленарном заседании конференции «Воспитание и социализация в современной социокультурной среде», поделился в интервью своим общим крайне позитивным впечатлением от всей конференции и сказал конкретно о работе Секции:
«На мой взгляд, конференция прошла с огромным успехом. Меня очень порадовало большое количество презентаций, посвященных социальному, эмоциональному и этическому обучению (СЭЭО), и обсуждение возможностей его введения в самых разных формах в школах или отдельных классах, в различных образовательных учреждениях, работающих с детьми, в том числе с детьми с особенностями развития. Увиденное и услышанное вселяет уверенность в том, что в России есть большой потенциал для применения и также дальнейшего развития программы СЭЭО.
Насколько мне известно, это первая международная конференция по вопросам СЭЭО, и здесь в ней принимали участие ученые исследователи, учителя и другие деятели, вовлеченные в образовательный процесс, из нескольких регионов России, а также США, Монголии, Германии, Японии.
Я благодарю Российский Государственный Педагогический университет им. Герцена за организацию этой конференции и лично Маргариту Кожевников, а также фонд «Сохраним Тибет», поддержавший мой визит в Россию».
ПРЕЗЕНТАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА КОНФЕРЕНЦИИ:
ТЕЗИСЫ
Фотографии творческих работ детей МКДОУ Детский сад №17 (приложение тезисов Бурчиевой Э.П.)