Требования для поступающих на магистерскую программу
«Театральное образование»
1. Цели и задачи вступительного испытания
Вступительное испытание в магистратуру направлено на выявление степени мотивированности и готовности абитуриентов к освоению магистерских программ по направлению «44.04.01 Педагогическое образование». В ходе вступительного испытания оцениваются профессиональные, интеллектуально-коммуникативные, образовательные (учебные) компетентности, включающие в себя знания и умения по историческим, теоретическим и методическим основам педагогики искусства, уровень интереса к профессиональной педагогической деятельности.
2. Основные требования к уровню подготовки, предъявляемые к поступающим в магистратуру:
В ходе экзамена оценивается:
- уровень понимания функций и содержания педагогики искусства;
- уровень усвоения знаний по истории и практике педагогики искусства, этапам ее становления и развития;
- представления об особенностях современного образовательного процесса,
- знание структуры педагогики искусства, ее понятийного аппарата;
- знание основных направлений развития современной педагогической мысли в сфере искусства.
3. Форма вступительного испытания и его процедура
Вступительные испытания проводятся в форме тестирования и просмотра.
Оценка проводится по 100-балльной шкале.
Максимальное количество баллов при оценивании теста — 40.
Максимальное количество баллов при оценивании просмотра — 60.
Требования к вступительному испытанию
Вступительные испытания проводятся в очном формате
Тестирование включает в себя 20 вопросов с закрытыми вариантами ответов. Для выполнения тестовых заданий предоставляется два академических часа (1,5 часа) в аудиториях института музыки, театра и хореографии (пер. Каховского д. 2).
Примерный перечень областей педагогики искусства для подготовки к вступительному испытанию (тестирование)
1. История развития театральной педагогики.
2. Основные теоретические положения театральной педагогики.
3. Деятельность теоретиков и практиков школьной театральной педагогики.
4. Наследие выдающихся режиссеров и актеров в контексте театральной педагогики.
5. Педагогическая система К. С. Станиславского.
6. Театральная педагогика европейских стран.
7. Значение театральной педагогики для театра стран востока.
8. Театральная педагогика США.
9. Ведущие концепции современной театральной педагогики и их авторы.
10. Перспективы развития школьной театральной педагогики.
Просмотр включает в себя:
1. Рассказ о себе;
2. Цель поступления в магистратуру;
3. Рассказ о профессиональном педагогическом опыте;
4. Басня, стихотворение, отрывок из прозы.
Программа исполняется наизусть.
Рекомендуемая литература
1. Брук П. Пустое пространство. Секретов нет : [Сборник : Пер. с англ.] / Питер Брук ; [Вступ. ст. Ю. Кагарлицкого; Послесл. А. Бартошевича; Союз театр. деятелей РФ]. — Москва: Артист. Режиссер. Театр, 2003. — 375 с.
2. Георгий Товстоногов репетирует и учит : [сборник] / Акад. большой драм. театр им. Г.А. Товстоногова [и др.]; лит. запись Семена Лосева [сост. Е.И. Горфункель ред. Е. С Алексеева]. — Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2007. — 605 с.
3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности : Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. — Санкт-Петербург: Речь, 2001. — 346 с.
4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Вахтангова / Н.М. Горчаков. — Москва: Искусство, 1957. — 192 с.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С. Станиславского : Беседы и записи репетиций / Н.М. Горчаков. — 3-е изд. — Москва: Искусство, 1952. — 575 с.
6. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера : Метод. пособие. Училищ / В.А. Гринер. — Москва: Просвещение, 1966. — 154 с.
7. Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику / Ежи Гротовский; Пер. с пол., предисл., примеч. Натэллы Башинджагян. — М.: Артист.Режиссер.Театр, 2003. — 348 с.
8. Демидов Н.В. Искусство жить на сцене : Из опыта театрального педагога / Н. В. Демидов, Вступ. статьи Б.Н. Ливанова и М.О. Кнебель. — Москва: Искусство, 1965. — 383 с.
9. Ершов П.М. Технология актерского искусства : Очерки / П.М. Ершов. — Москва: Всерос. театр. о-во, 1959. — 308 с.
10. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Искусство, 1969. — 319 с.
11. Захаров М.А. Контакты на разных уровнях : Рассказ режиссера театра и кино / М. А. Захаров. — Москва: Искусство, 1988. — 267 с.
12. Как рождаются актеры : книга о сценической педагогике : сборник статей / С- Петерб. гос. акад. театр. искусства; под ред. проф. В.М. Фильштинского, доц. Л. В. Грачевой. — Санкт-Петербург: Сотис, 2001. — 185 с.
13. Кнебель М.О. Вся жизнь / М. Кнебель. — Москва: Всерос. театр. о-во, 1967. — 587 с.
14. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли / М. Кнебель; авт. вступ. ст.: А. А. Бармак Рос. ун-т театр. искусства — ГИТИС. — Москва: ГИТИС, 2014. — 214 с.
15. Кнебель М.О. Поэзия педагогики / Вступ. статья Г. Товстоногова; М. Кнебель. — Москва: Всерос. театр. о-во, 1976. — 527 с.
16. Корогодский З.Я. Начало / З.Я. Корогодский; С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. — СПб.: СПбГУП, 1996. — 432 с.
17. Кристи Г.В. Работа Станиславского в оперном театре / Г.В. Кристи. — Москва: Искусство, 1952. — 284 с.
18. Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы / Вс. Мейерхольд. — Москва, 1985. Т.1, 2.
19. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра / Ю.А. Мочалов. — Москва: Просвещение, 1986. — 207 с.
20. Немирович-Данченко В.И. Вл.И. Немирович-Данченко о творчестве актера: Хрестоматия для высш. и сред. театр. учеб. заведений / Сост., ред., авт. ст. В.Я. Виленкин. — 2-е изд., доп. — Москва: Искусство, 1984. — 623 с.
21. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма / В.И. Немирович-Данченко. — Москва; Владимир: АСТ Зебра Е ВКТ, 2009. — 650 с.
22. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. — Москва: ВЦХТ, 2008. — 192 с.
23. Петров В.В. Мастер набирает курс / В.В. Петров // Диагностика и развитие актерской одаренности. Сб. научных трудов / Ред. колл.: В.Н. Галендеев, Ю. А. Смирнов- Несвицкий и др. — Ленинград: ЛГИТМиК, 1986. — 85-109.
24. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля / А.Д. Попов; Ред. и предисл. Ю.С. Калашникова. Всеросс. театр. о-во. — Москва: Б. и., 1959. — 295 с.
25. Протоколы уроков Е.Б. Вахтангова в Студенческой драматической студии (1914- 1917гг.) // Вахтангов. Записки. Письма. Статьи. Статьи / сост. и ком. Н.М. Вахтанговой и др. М.; Л. 1939. — С. 287-326.
26. Рождественская Н.В. Проблемы сценического перевоплощения: учеб. пособие / Н. В. Рождественская. — Ленинград: ЛГИТМИК, 1978. — 130 с.
27. Рудницкий К.Л. Мейерхольд / К.Л. Рудницкий. — Москва: Искусство, 1981. — 423 с.
28. Сахновский-Панкеев В.А. Драма: Конфликт: Композиция: Сценич. жизнь / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии / В.А. Сахновский-Панкеев. — Ленинград: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1969. — 232 с.
29. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. — Москва: Искусство, 1983. — 424 с.
30. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. / Ред. колл.: гл. ред. О.Н. Ефремов. Москва: Мос. худож. акад. театр СССР им. М. Горького, Н.-и. сектор Школы-студии (вуза) им. Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького; Искусство, 1988-99. Т.2. Работа актера над собой, ч.1: Работа над собой в творческом процессе переживания; Дневник ученика // Ред. тома и авт. вступ. ст. А.М.Смелянский. 1989.
31. Станиславский К.С. Театральная этика. Собрание сочинений в 8 томах Т. 1. — Москва : Искусство, 1954. — 516 с. Т. 2. — Москва: Искусство, 1954. — 424 с. Т. 3. — Москва: Искусство, 1955. — 502 с. Т. 4. — Москва: Искусство, 1956. — 546 с. Т. 5. — Москва: Искусство, 1958. — 686 с. Т. 6. — Москва: Искусство, 1959. — 466 с. Т. 7. — Москва: Искусство, 1960. — 792 с. Т. 8. — Москва: Искусство, 1960. — 617 с.
32. Сулержицкий Л.А. Повести и рассказы; Статьи и заметки о театре; Переписка; Воспоминания о Л.А. Сулержицком / Сост., ред., авт. вступ. статьи, с. 17-95, и коммент. Е.И. Полякова; Науч.-исслед. комис. по изучению и изданию наследия К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького. — Москва: Искусство, 1970. — 707 с.
33. Сулимов М.В. Режиссер: профессия и личность: Из опыта работы с режис. курсом. — Москва: Искусство, 1991. — 174 с.
34. Табаков О. П. Из моего опыта определения и развития актерской одаренности / О. П. Табаков // Диагностика и развитие актерской одаренности. Сборник научных трудов / Ред. коллегия: В. Н. Галендееев, Ю. А. Смирнов-Несвицкий и др. — Ленинград: ЛГИТМиК, 1986. — С. 55-65.
35. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: сборник : в 2-х книгах / Г. Товстоногов; вступ. статья К. Рудницкого. — 2-е изд., доп. и испр. — Ленинград: Искусство. Ленинградское отделение, 1984. — 2 т.
36. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера / Г. Товстоногов; предисл. Б. Львова- Анохина Всерос. театр. о-во. — Изд. 2-е, доп.. — Москва, 1967. — 358 с.
37. Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами (Попытка осмысления режиссерского опыта) / Г.А. Товстоногов. — Москва: СТД РСФСР, 1988. — 527 с.
38. Толшин А.В. Импровизация в обучении актера / А.В. Толшин. Изд. 3-е, стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2014. — 155 с.
39. Тришин В.Г. Студийный метод воспитания актера: практический курс / В.Г. Тришин. — Москва: ВЦХТ, 2009. — 140 с.
40. Филатова Н.А. Е.Б. Вахтангов — педагог и проблемы импровизационного творчества актера: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к иск / Н.А. Филатова; Гос. ин-т театр. искусства им. А.В. Луначарского. — Москва, 1986. — 19 с.
41. Фокин В.В. Беседы о профессии. Репетиции / В.В. Фокин. — Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2006. — 288 с.
42. Чехов М.А. Литературное наследие в двух томах. Том 1. Воспоминания. Письма. — Москва: Искусство, 1986. — 462 с. Том 2. Об искусстве актера. — Москва: Искусство, 1986. — 560 с.
43. Швыдкой М.Е. Секреты одиноких комедиантов / М.Е. Швыдкой. — Москва: Изд-во «Швыдкой», 1992. — 384 с.
44. Эфрос А.В. Профессия — режиссер / А.В. Эфрос. — Москва: Вагриус, 2000. — 576 с.