Как и все другие факультеты, мы базируемся на базе системы Moodle и стараемся организовать процесс разнообразно и интересно, а кроме того учесть наличие основной платформы и значение того, что весь ход образовательного процесса должен, так или иначе, на ней обязательно зафиксирован.
Чтобы помочь преподавателям преодолеть барьер перехода на дистанционную систему образования мы определили людей, которые могут консультировать всех сотрудников факультета. Для тех, кому трудно преодолеть этот барьер в одиночку, а, прежде всего, это преподаватели старшего возраста, мы назначили консультантов, которые могут помочь в преодолении технических трудностей.
Что касается наших обучающихся, то они также могут обратиться письмом к ответственному по информатизации, уточнить трудные моменты, если они у них, конечно, возникают.
В связи с тем, что мы адекватно понимаем трудности перехода на дистанционную систему образования, мы постоянно мониторим социальные сети официальных групп студенческой молодёжи, как нашего университета, так и других вузов страны, потому что, по сути, организация дистанционного обучения отличается мелочами. Сегодня с этим столкнулись абсолютно все вузы нашего государства и других стран, а нам важно и нужно понимать проблемы, с которыми сталкиваются другие коллеги и сами обучающиеся, те наболевшие вопросы, которые они обсуждают между собой.
Кроме этого, мы сейчас уже стали делать небольшие срезы среди своих обучающихся, как отдельных лиц, например, старост групп, потому что на нихсейчастоже возлагается определённая нагрузка, так и групп, обучающихся целиком, чтобы понимать, с какими трудностями сталкиваются наши студенты и что их больше всего озадачивает, к чему им тяжелее всего адаптироваться наравне с нами.
Таким же образом мы поступаем с вопросами преподавателей. С теми, кто консультирует преподавателей, мы договорились, что ежедневно фиксируем все наиболее часто повторяющиеся вопросы и их скидываем в чат для того, чтобы у меня как уответственной за информатизацию была вся картина того, что нам необходимо и нужно преодолеть в такое достаточно непростое для нас время.
Всю повторяющуюся и поступающую к нам информацию мы обрабатываем и вместе уже вырабатываем какие-то возможные пути преодоления всех этих трудностей.Чтобы преподаватели не чувствовали себя немного отстранённо наедине с самими собой и своими вопросами, мы решили с прошлой недели организовывать цикл вебинаров для своих преподавателей по организации дистанционного обучения. Отдельные вебинары мы посвящаем наиболее часто возникающим вопросам, чтобы на них отвечать, и у всех были, соответственно, какие-то единые ответы, не просто эпистолярного жанра, а фактически от первого лица ответственного по информатизации.
Параллельно с этим со следующей недели мы запускаем отдельные тематические вебинары, например, первые вебинары у нас будут о том, какие формы практической работы на удалении лучше использовать, чтобы они не были единообразными и весь дистанционный процесс не превратился в элементарную рассылку файлов от преподавателей студентам, а от студентов обратно преподавателям.
Второй вебинар, за который, в общем-то, проголосовало большое количество преподавателей, потому что мы здесь постарались выстроить какую-то градацию – это вопрос учёта посещаемости обучающимися в дистанционном режиме. Вот сейчас разрабатываем вот эту вот интересную тему.
В ближайшее время у нас будет также два вебинара, которые связаны с вопросами, которые будут актуальны в самое ближайшее время. Первый «Организация практики обучающихся в удалённом формате», то есть, практика у нас педагогическая.Понятно, что образовательные организации сейчас закрыты, поэтому будем обсуждать этот вопрос и предлагать варианты того, как это можно сделать.
А также ещё интересная тема вебинара по организации дистанционной промежуточной аттестации, потому что время зачётов неминуемо приближается. Чем ближе мы будем двигаться к углублению в весну, там будем с вами видеть ещё больше промежуточной аттестации, поэтому с этим вопросом тоже поработаем.
В любом случае, стараемся максимально делиться полезной информацией. Она помогает инашим преподавателям не чувствовать некую отстранённость, и нам самим помогает, потому что, когда ты с коллегами находишься в хороших, доверительных взаимоотношениях, у тебя есть больше возможности понимать ситуацию, потому что они открыто приходят к тебе со своими проблемами, видя, соответственно, твоё участие.
Отдельного внимания заслуживают сервисы и сети, которые мы сейчас стараемся использовать для разнообразия образовательного процесса, потому что первый этап у нас уже состоялся. На базе системы Moodle мы создали все курсы, которые у нас с вами выходят на чтение в этот карантинный период до 30 апреля. Уже заранее просматриваем, какие курсы будут читаться в мае, чтобы это не было такой же неожиданностью.
Сейчас мы уже началине просто разрабатывать курсы, но уже кое-что и совершенствовать. Во-первых, мы стали активно использовать платформу YouTubeдля организации лекционных занятий. Эта платформа оказалась наиболее простой, понятное дело, бесплатной, и она позволяет, провести лекцию, создать запись, которая формируется автоматически, и, соответственно, разместить эту ссылку в системе Moodle точно так же для тех, кто по каким-то причинам либо пропустил эту лекцию в силу разных обстоятельств, либо хочет пересмотреть её ещё раз. Есть возможность чата на YouTube, но вопросы иногда возникают и постфактум, и часто их студенты задают именно на практических занятиях. А здесь лекция уже закончилась, у студента есть возможность ещё раз её пересмотреть и, при необходимости, сформулировать свои вопросы и задать каким-то отдельным потоком.
Второй по популярности ресурс – «Вконтакте». Дело в том, что там очень легко создать группу студентов в отдельную беседу, присоединиться к ней и активно проводить часть занятия, фактически, не сильно отличающегося от очного. Здесь можно предложить студентам очень легко сделать видеозапись, аудиозапись, организовать обмен аудиомнениями, что буквально на прошлой неделе я делала с магистрами и, в общем и целом, это был очень интересный опыт, который позволил тут же обратно получить все ответы. Это не так оперативно, как это происходит при личном диалоге, но, тем не менее, тоже эти мнения получить. Так же оперативный обмен файлами, например, фото практической работы или фото какой-то схемы, которую ты тут же можешь выложить, рассказать, показать, и в общем и целом, вся группа за этим следит.
Третьим, не менее интересным в применении, стала платформа чатов WhatsApp, которая и в повседневной жизни хорошо используется. Она также позволяет сделать групповой видеозвонок, присоединить отдельных обучающихся или провести какую-то небольшую установочную встречу и видеть большую часть группы на экране. Особенно это популярно у групп магистров, численность которых позволяет пользоваться этим сервисом.
Есть у нас преподаватели, которые отдельно записывают видеолекции, выкладывают их в систему Moodle в виде ссылки на тот же самый канал YouTube.
На прошлой неделе мы стали тестировать платформу дистанционного обучения, которые всегда были платными, а на период карантина открыли бесплатный доступ. Одной из таких платформ являются платформа Zoom. Она достаточно хорошо известна в кругах преподавателей и организаторов онлайн лекций.
Заговорили на этой неделе уже про платформу Stepik – это интересный инструмент для решения наших задач дистанционного обучения. Но единственное, чем он нас предостерегает, это тем, что просит полного выкладывания туда курса, и здесь мы боимся немного уйти от системы Moodle. Сейчас продумаем, как это лучше сделать.
Все эти вещи мы нашим преподавателям, несомненно, рекомендуем, но, при этом, просим их, чтобы информация обо всех этих группах, переписках, времени проведённом, каким-то образом отражалось в курсах системы Moodle. Все итоговые задания обучающихся должны быть прикреплены именно туда, а также оценены именно в этой системе в сроки, установленные преподавателем. Мы просим преподавателей по расписанию оставаться в системе онлайн даже если их лекция была ранее записана и выложена, потому что мы прекрасно понимаем, что, опять-таки, фиксация хода образовательного процесса, она должна быть конкретна и произведена здесь.
Всё это позволяет нам, с одной стороны, ориентироваться на основную платформу вуза и учитывать необходимость для администрации видеть ход образовательного процесса, с другой стороны сделать процесс не столько формальным, сколько живым, потому что в существующих условиях, в условиях такой большой дистанции между всеми обучающимися одной группы и всевозможными отвлекающими факторами, которые могут быть в настоящий момент, потому что мы находимся в разных местах. Чисто психологически, вход в университет, как отметили в ответах на анкеты наши студенты, конечно, уже настраивал на процесс обучения, что теперь даётся им гораздо тяжелее, когда они находятся на удалении.
Всё это можно понять. Я думаю, что схожие эмоции сейчас испытывают не только наши студенты, но ивсе студенты и обучающиеся, поэтому в этом отношении мы тоже стараемся предпринять различные попытки и впоследствии, конечно, будем искать какие-то новые формы возможной дистанционной организации. По мере их появления обязательно будем делиться с вами.