Требования для поступающих на магистерскую программу
«Музыкальное образование»
1. Цели и задачи вступительного испытания
Вступительное испытание в магистратуру направлено на выявление степени мотивированности и готовности абитуриентов к освоению магистерских программ по направлению «44.04.01 Педагогическое образование». В ходе вступительного испытания оцениваются профессиональные, интеллектуально-коммуникативные, образовательные (учебные) компетентности, включающие в себя знания и умения по историческим, теоретическим и методическим основам педагогики искусства, уровень интереса к профессиональной педагогической деятельности.
2. Основные требования к уровню подготовки, предъявляемые к поступающим в магистратуру:
В ходе экзамена оценивается:
- уровень понимания функций и содержания педагогики искусства;
- уровень усвоения знаний по истории и практике педагогики искусства, этапам ее становления и развития;
- представления об особенностях современного образовательного процесса,
- знание структуры педагогики искусства, ее понятийного аппарата;
- знание основных направлений развития современной педагогической мысли в сфере искусства.
3. Форма вступительного испытания и его процедура
Вступительные испытания проводятся в форме тестирования и прослушивания.
Оценка проводится по 100-балльной шкале.
Максимальное количество баллов при оценивании теста — 40.
Максимальное количество баллов при оценивании прослушивание — 60.
Требования к вступительным испытаниям
Вступительные испытания проводятся в очном формате
Тестирование включает в себя 20 вопросов с закрытыми вариантами ответов. Для выполнения тестовых заданий предоставляется два академических часа (1,5 часа) в аудиториях института музыки, театра и хореографии (пер. Каховского д. 2).
Примерный перечень областей педагогики искусства для подготовки к вступительному испытанию (тестирование)
1. Учение об этосе в эстетике Античности.
2. Художественная культура и педагогика эпохи Возрождения.
3. Эпоха Просвещения. Эстетика, культура, образование.
4. Европейские исполнительские школы: история и современность.
5. Западноевропейская эстетика, теория и практика педагогики искусства (конец XVII – первая половина XIX вв.)
6. Культура и образование Древней Руси.
7. Искусство и образование России XVIII – первой половины XIX в.
8. Образование в учебных заведениях различных типов. (России и европейские страны от истоков до современности).
9. Структура и содержание отечественной системы педагогического образования ХХ – начала XXI вв.
10. Системы общего (массового) художественного воспитания ХХ – начала XXI вв. (Европейские страны, США, Россия).
11. Развитие творческих способностей в методике и практики педагогики искусства.
Прослушивание включает в себя одно произведение (вид музыкального исполнительства выбирает абитуриент: инструментальное, вокальное, дирижирование).
Произведение исполняется наизусть. Для проведения репетиции и выступления предоставляется концертмейстер института музыки, театра и хореографии.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (От эпохи Возрождения до середины века). Хрестоматия. — Киев, 1974.
2. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. Ч.1-3. — М.,1962, 1967, 1982.
3. Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества. — М., 1963.
4. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. — М.; Л., 1948.
5. Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально -общественная деятельность. Т.1. — Л., 1957.
6. Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов. (1917–1927) / Отв. ред. П. А. Вульфиус. — Л., 1969.
7. История русской музыки в 10-ти томах. Т.5., Т. 6. — М., 1988, 1989.
8. Мариупольская Т. Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. — М., 2002.
9. Музыкальное воспитание в Венгрии / под ред. Л. А. Баренбойма. — М., 1983.
10. Натансон В. А. Прошлое русского пианизма (XVIII — начало XIX века). Очерки и материалы. — М., 1960.
11. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.
12. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М., 1998
13. Терентьева Н. А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. — СПб., 1997.
14. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. — М., 1975
Дополнительная:
1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / ред. Е. М. Орлова — Л., 1973.
2. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л., 1974.
3. В фортепианных классах Ленинградской консерватории / ред. Л. А. Баренбойм. — Л., 1968.
4. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. — М., 1993.
5. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / ред.-сост. О. А. Апраксина. — М., 1990.
6. Ливанова Т. Н. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков. — М.; Л., 1951.
7. Малинковская А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI–XX веков: Очерки. — М., 1990.
8. Николаева Е. В. Музыкальное образование в Древней Руси с конца X до середины XVII столетия: учебное пособие. — М., 2000.
9. Праслова Г. А. Музыкальное образование в России (XI — начало XXI веков): учебное пособие. — СПб., 2007.
10. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.
11. Терентьева Н. А., Налетова И. Н. Технология и методика обучения музыке: учебное пособие. — СПб., 2003.
12. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. — СПб., 2001.