Текст подготовлен: Педагогические вести
Федор Федорович Корочкин, старший научный сотрудник кафедры философской антропологии, кафедры связей с общественностью и рекламы института философии человека:
Конечно, при дистанционном образовании выстроенные веками шаблоны взаимодействия «учитель—ученик» в аудитории не срабатывают. В режиме видеоконференции не отследить с такой точностью каждый взгляд, скорость записи конспекта.
Тут всё происходит по-другому, но по-другому не означает плохо. Содержание лекции не изменяется от того, читаешь её за столом в аудитории или за столом в гостиной перед ноутбуком. Ответы на вопросы и обсуждения — будь то текстовый или видеочат—все равно остаются связанными с той же темой.
Основная трудность, конечно, в головах —не все привыкли работать и учиться дома. Поэтому по мере сил приходится помогать студентам еще и в этом: объяснять, как и в каком графике лучше делать учебные задания. Первые дни, конечно, была какая-то суета, но процессы отладились довольно быстро.
Есть и техническая сторона. Мы работаем в системе Moodle, она довольно гибкая, но все-таки не всесильная. Так что нужно было еще подумать над оптимальными вариантами привлечения дополнительных площадок.
Татьяна Валентиновна Шоломова, доцент кафедры этики и эстетики института философии человека:
Лично мне сложно было мгновенно приспособиться к новым требованиям. Я и сейчас не могу похвастаться тем, что освоила Moodle полностью и что он исключительно удобен. Думаю, все-таки он хорош именно как вспомогательный инструмент, а не как основной.Год назад газета TheNewYorkTimes опубликовала статью, в которой говорилось в том числе и про то, что онлайн-курсы — для социально ослабленных, а богатые всегда предпочтут настоящего учителя. Сегодня как никогда понятно, что живое общение — это роскошь, и остается надеяться, что завершать семестр мы будем все-таки в обычном режиме.
Я консервативный человек и предпочла сохранить традиционный диалог со студентами. Мне кажется, что у нас сейчас ситуация из серии «шашечки или ехать», причем от нас требуют именно «шашечки», то есть Moodle, а не реальное обучение с использованием множества других, более удобных каналов или ресурсов. Но работатьприходится в предложенных условиях и обстоятельствах.
Роман Викторович Светлов, директор института философии человека, профессор, заведующий кафедрой философской антропологиии истории философии:
На занятиях в режиме онлайн меняется все, даже структура подачи материала на лекциях и шутки, которыми преподаватель «взбодряет» студентов. Это же касается и постановки задач для обучающихся. В удаленном режиме работа со студентами оказывается эффективнее, если обучение носит более индивидуализированный характер. Каждый выполняет задание самостоятельно, оценка также индивидуализирована. Это требует большего времени, но более эффективно на выходе. Увеличиваются и возможности контроля за отчетностью.
Конечно, есть трудности технического плана и психологические, но те и другие преодолеваемы, а полученные навыки еще долго будут актуальны. Как ни парадоксально, но в случае серьезной совместной работы со студентами синергия становится выше, уходят клише и психологическая дистанция, которая задается даже самим местом преподавателя за кафедрой. Возникает более доверительная атмосфера, особенно в работе с небольшими группами. Думаю, это тема для исследований социологов, психологов и философов.