ТАЙНА РОГОВОЙ МУЗЫКИ
До появления «Русской роговой капеллы» в РГПУ им.А.И. Герцена об этой музыке можно было судить только по литературным источникам, дошедшим до наших дней.
Рог с древних времен считался символом изобилия. Он используется как музыкальный инструмент в культуре многих стран. На нем можно издать ряд звуков, но только один тон будет основным, его называют натуральным. Этот тон отличается от остальных звуков объемом и богатством красок, позволяет создать необычный тембр, которого нет ни у одного другого музыкального инструмента, созданного руками человека. Особенность русской роговой музыки состоит в том, что здесь каждый инструмент издает только один натуральный тон, и из них рождаются целостные музыкальные произведения.
Роговая музыка родилась в Санкт-Петербурге в 1751 году, и была визитной карточкой города на протяжении 100 лет.
Кроме красоты звучания и общей необычайной мощности, роговой оркестр обладал еще одним важным качеством – помпезностью. Ни одно торжественное событие XVIII века и начала XIX-го не обходилось без роговой музыки. Эффект звучания рогового оркестра стали использовать для успешного ведения переговоров на государственном уровне. Характер оркестра предопределял и его место в музыкальном быту. В XVIII-XIX веках «Царская музыка», как ее называли современники, звучала во дворцах и парках.
Интерес к роговой музыке нашел свое отражение в мемуарах современников. Немало поэтов, прозаиков, бытописателей и мемуаристов посвятили строки искреннего восхищения неповторимостью и впечатляющей мощью ее звучания – Ломоносов, Пушкин, Глинка. Свое восторженное описание оставил Александр Дюма в романе «Учитель фехтования».
Появилась специальная литература. Первым краткую историю рогового оркестра написал академик Якоб Штелин в «Известиях о музыке в России» (1769). Затем вышла одновременно на русском и немецком языках отдельная книга И. X. Гинрихса «Начало, успехи и нынешнее состояние роговой музыки» (1796). Музыкант Иван Комендантов готовил в 1801 году к изданию специальную «Роговую школу». В своих работах роговую музыку описали Георги (1794), Тютри (1795), Гесс де Кальве (1818) и др. Вскоре после ее зарождения сведения о роговой музыке, как о необычайном явлении, проникли за границу.
С усовершенствованием духовых инструментов, с изменением и упрощением вкусов к середине XIX столетия, когда центр музыкальных увеселений переносится в театры и концертные залы, наблюдается упадок популярности роговой музыки, а чуть позже – и полная потеря интереса к ней.. Просуществовав 100 лет, роговая музыка исчезла, казалось, навсегда. Одна из последних попыток возродить роговой оркестр была предпринята в дни коронования Николая II в 1896 г., но она не получила развития. Последний раз роговая музыка звучала в 1915 году. С тех пор историки музыки считали это искусство безвозвратно утерянным.
Восторженные отзывы современников этого уникального вида творчества притягивали и не давали покоя многим видным деятелям культуры. Неоднократные попытки возродить русскую роговую музыку в XX веке к успеху не приводили. Казалось, с утерей секретов необычного искусства мы никогда не услышим эти звуки.
Но чудо произошло.
Роговая музыка зазвучала в самом центре Санкт-Петербурга, в РГПУ им. А. И. Герцена. То, что помощь в создании рогового оркестра предложило руководство педагогического университета во главе с ректором Г.А. Бордовским, оказалось фактом знаменательным. Ведь университет располагается в бывшем дворце графа Кириллы Григорьевича Разумовского, у которого был один из лучших роговых оркестров России.
В феврале 2002 года состоялся первый концерт «Русской роговой капеллы», который доказал, что роговой оркестр способен, как и раньше, очаровывать слушателей.
За это время состоялось свыше 800 выступлений. Кроме концертов в России, коллектив выступал в Греции, Испании, Франции, Эстонии, Литве, Германии, Польше, Чехии, Ватикане, Швейцарии.
Сегодня « Русская роговая капелла» продолжает свою концертную и образовательную деятельность на базе педагогического университета. При поддержке его ректора С.И.Богданова создаются все условия для развития оркестра, создания концертных программ и в итоге – для просвещения широкой публики. Оркестр участвует в различных университетских мероприятиях. Его можно услышать, посетив концерт в рамках программы «Педагогические сезоны».
Материалы о роговой музыке можно увидеть в разделе «История».
Расписание ближайших концертов — в разделе «Новости и анонсы».
В книге отзывов Русской роговой капеллы сохранилось много записей слушателей и все они, и первые, и последние, передают особое чувство удивления и восхищения, которое рождается на концерте. Вот несколько таких откликов: - Чудесно! Потрясающе! Великолепно!; — Огромное СПАСИБО!!! За вашу удивительную и сильную музыку. Сегодня я слушала вашу музыку впервые и она меня просто потрясла; — Это чудо!! Ничего подобного не слушал!; — Искренняя благодарность за ваше творчество! Помощи Божией вам.