ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураИнституты Институт психологииНаучная деятельностьНаучные направления

Научные направления

 

 

1. Социальная психология здоровья

Основатель научной школы Социальная психология здоровья профессор Иосиф Наумович Гурвич является выдающимся российским ученым. Врач по образованию и по профессии, защитивший кандидатскую и докторскую диссертации по психологическим наукам, профессор И.Н. Гурвич в течение многих лет сочетал практическую работу врача-психиатра и нарколога с психологическими и социологическими исследованиями под эгидой Социологического института Российской Академии наук и факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Научные труды И.Н. Гурвича являются яркой иллюстрацией развития психологического знания на стыке разных областей науки: медицины, психологии, социологии, социальной эпидемиологии. Главным итогом работы стала монография И.Н. Гурвича «Социальная психология здоровья», где автор, обобщив мировой опыт и данные собственных исследований, заложил  основы принципиально нового научного знания социальной психологии здоровья в России.  Профессор И.Н. Гурвич разработал основы теоретического и методического аппарата научной школы, развитием которых занимаются сегодня его ученики (Л.А. Цветкова, Н.А. Антонова, К.Ю. Ерицян, В.А. Одинокова, О.И. Колпакова, Р.Г. Дубровский), базируясь на идеях и методологических принципах ее основателя. Сегодня основные угрозы здоровью непосредственно связаны с поведением самого человека: его образом жизни; тем, обращается ли он за лечением и соблюдает ли полученные медицинские рекомендации, то есть с психологическими  факторами, на которые невозможно повлиять силами исключительно медицинской науки. Социальная психология здоровья призвана обеспечить здравоохранение инновационными социальными технологиями формирования тех поведенческих паттернов, которые будут способствовать сохранению здоровья населения в целом и его отдельных групп. Одновременно социальная психология здоровья интегрирует лучшие методические подходы, наработанные в медицине. Используя принцип доказательности (evidence-based), психология здоровья развивает научный подход к формированию профилактических и реабилитационных вмешательств. Одним из практических направлений развития социальной психологии сегодня может стать содействие психологической службе в решении практических вопросов, с которыми сталкивается система образования: психологического благополучия учащихся и научно-педагогических работников, адаптации детей трудовых мигрантов, борьбе с учебным стрессом и информационными перегрузками, и многих других вопросов, связанных с психологическим и физическим здоровьем.

 Год основания: 1998.

 Основатель (основатели) научной школы: профессор, доктор психологических наук, врач-психиатр высшей категории Гурвич Иосиф Наумович.

Основные научные результаты коллектива научной школы:

  • Социальный контроль девиантного поведения (алкопотребления, наркотизма, проституции и пр.).
  • Социально-психологическая детерминация отклоняющегося поведения и просоциального поведения в сфере здоровья.
  • Факторы самосохранительного  поведения людей, живущих с ВИЧ.
  • Психологический подход к мерам профилактики социально-значимых заболеваний (вакцинопрофилактика, профилактика фетального алкогольного синдрома (ФАС) у детей, приверженность лечению и пр.).
  • Доказательная профилактика в сфере здоровья: методология разработки профилактических проектов и оценки их эффективности.

Основные научные результаты коллектива (формулировка каждого результата, где опубликован, год публикации):

Научно-методические основы территориального мониторинга наркоситуации (Гурвич, Цветкова  с соавт., СПб, 2005, 2006).

Научно-методические основы социальной психологии наркотизма в студенческой среде (Цветкова Л.А., монография, СПб., 2011, 2012; Колпакова О.И., 2011).

Методика разработки и оценки территориальных антинаркотических программ. 
(Дубровский Р.Г. Организация системы профилактики наркомании органами местного самоуправления. Методическое пособие. СПб. – 2011). 

Методика организации мониторинга наркоситуации на территории (Дубровский Р.Г., Теплицкий В.Г.   Организация мониторинга наркоситуации // Наркология. 2009. 8 (10). 26-37).

Социальные предпосылки проблемной алкоголизации в современной России (Одинокова В.А., серия статей)

Адаптация шкалы А. Монтгомери c соавт. Всесторонняя оценка психического состояния (Гурвич  И.Н., Антонова Н.А. и др., Изд-во СПбГУ, СПб., 2003).

Методология разработки профилактических программ в сфере здоровья.  Внедрение принципов доказательной профилактики (evidence-based prevention) (Цветкова, Антонова, Ерицян, учебное пособие, Изд-во СПбГУ, 2013).

Оценка социально-психологической детерминации рискованного поведения в сфере здоровья на примере ВИЧ-инфекции; разработка многоуровневого подхода к его профилактике (серия статей, 2009-2017).

Разработка и апробация подхода к профилактике фетального алкогольного синдрома (серия статей, 2009-2017).

Оценка социально-психологических факторов принятия решения о вакцинации (серия статей, 2014-2017).

 

2.  Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей (в реестре КНВШ Правительства СПб)

Год основания: 1994

Основатель (основатели) научной школы: д.пс.н., проф., почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена, заслуженный работник высшей школы РФ Владимир Николаевич Панферов

Общее количество членов коллектива научной школы: более 60

 Количество молодых (до 35 лет) членов коллектива научной школы: более 20

Основные направления научных исследований коллектива научной школы: Интегративный подход к изучению психологии человека; Психология социального взаимодействия и общения; Проблемы этнической и кросскультурной психологии

Основные научные результаты коллектива научной школы:

Разработана и эмпирически верифицирована интегративная концепция психической организации человека, на ее основе разработаны методические материалы, широко применяемые в практике работы образовательных учреждений. Например: Микляева А.В., Румянцева П.В., Туманова Е.Н. Школьная медиация: теоретические и методические основы. М.: СВИВТ, 2016

Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2004, 2007.

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. Спб.: Речь, 2006, 2007.

Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. СПб.: Речь, 2003, 2006.

Терешкина И.Б. Технологии эффективной коммуникации // Технологии модерации в сфере социального взаимодействия. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

Участие в научных исследованиях:

Грант РГНФ «Всероссийская научно-практическая конференция «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки»» (2017, рук. Коржова Е.Ю.). По итогам работы конференции издана коллективная монография, в которой раскрыты возможности интегративного подхода к психологии человека для решения широкого круга научных и практических задач.

Грант РГНФ «Психологическое сопровождение начинающих психологов на этапе вхождения в профессиональную деятельность» (2003-2005 гг., рук. Панферов В.Н.).

Грант РФФИ «Семья как среда формирования социальной идентичности младших школьников» (2006-2008 гг., рук. Панферов В.Н.). По итогам сформулированы рекомендации по социально-психологическому сопровождению социализации младших школьников в контексте формирования различных компонентов социальной идентичности личности

Грант РГНФ «Городская идентичность в структуре социальной идентичности жителя мегаполиса» (2008-2010 гг., рук. Панферов В.Н.). По результатам разработана и апробирована программа социально-психологической поддержки молодых людей – образовательных мигрантов, получающих профессиональное образование в условиях мегаполиса

Грант КНВШ Правительства Санкт-Петербурга «Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен» (2009 г., рук. Микляева А.В.). По результатам описаны основные мишени социально-психологической профилактики эйджизма в различных сферах деятельности, в том числе в сферах отношений «учитель-ученик» и «учитель-учитель»

Грант РГНФ «Социально-психологический инфантилизм: закономерности формирования и проявления на различных этапах жизненного пути личности» (2016-2018 г.г., рук. Микляева А.В.). По результатам предполагается формулирование рекомендаций по профилактике и преодолению последствий инфантилизации личности на различных этапах жизненного пути.

Грант РФФИ «Социально-психологические детерминанты жизнестойкости подростков с ОВЗ» (2017-2019 г.г., рук. Горьковая И.А.). По итогам предполагается формулировка рекомендаций по социально-психологическому сопровождению социализации подростков с ОВЗ (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата)

Грант КНВШ Правительства Санкт-Петербурга «Социально-психологические факторы интеграции подростков-воспитанников детских домов в образовательно пространство массовой школы» (2017 г., рук. Микляева А.В., исп. аспирантка Бахвалова Е.В.). По итогам  разработана и апробирована комплексная программа социально-психологического сопровождения интеграции подростков-воспитанников детских домов в образовательно пространство массовой школы

Научные публикации коллектива научной школы( количество и наиболее значимые публикации – не более 5):

  • Монографии:

Панферов В.Н. Интегральный синтез психологии человека в науке, образовании, социальном взаимодействии. СПб.: РГПУ им. Герцена, 2015.

Микляева А.В. Психология межвозрастных отношений. М.: Перо, 2014.

Микляева А.В., Румянцева П.В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса. Ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска?  СПб.: Речь, 2011.

Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб.: РГПУ им. Герцена, 2008.

  • Учебники, учебные пособия:

Панферов В.Н., Микляева А.В., Волохонская М.С. Общая психология: теоретические основы. М.: Юрайт, 2016.

Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Общая психология: основные психические явления. М.: Юрайт, 2016.

Панферов В.Н., Безгодова С.А. Методологические основы и проблемы психологии. М.: Юрайт, 2016.

Панферов В.Н., Безгодова С.А., Васильева С.В., Микляева А.В. Введение в профессию: психолог. М.: Юрайт, 2016.

  • Статьи:

Панферов В.Н., Безгодова С.А. Методология интегрального синтеза в психологической науке // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 20-33.

Микляева А.В., Румянцева П.В. Соотношение центральных и периферических компонентов в структуре социальной идентичности личности // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 5. С. 36-45.

Организация коллективом научной школы научных мероприятий, конференций, семинаров: ( общее количество и 5 наиболее значимых мероприятий):

Всероссийская научно-практическая конференция «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей», 2012-2017 г.г., Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена

 Количество докторантов и аспирантов, обучающихся и окончивших докторантуру/аспирантуру под руководством членов коллектива научной школы: более 30

Общественное признание (премии, медали, дипломы и т.п.):

В.Н. Панферов – обладатель «Золотой Психеи – 2015» в номинации «Патриарх психологической науки»

Учебное пособие «Введение в профессию: психолог» (Панферов В.Н и др.) – лауреат конкурса «Золотая Психея-2016»

Монография «Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен» (А.В. Микляева) – лауреат конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу 2009 г.

 

Участие членов коллектива научной школы в редакционных коллегиях научных

журналов,  в Ученых , диссертационных и экспертных советах

Микляева А.В. – член редколлегии журнала «Азимут научных исследований: педагогика и психология»

3. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности

 Год основания: 2002

Основатель (основатели) научной школы: д.пс.н., проф. Елена Юрьевна Коржова

Общее количество членов коллектива научной школы: более 40

 Количество молодых (до 35 лет) членов коллектива научной школы: более 20

Основные направления научных исследований коллектива научной школы: Психология человека как субъекта жизнедеятельности; Психология личности; Психология жизненного пути; Психология жизненного самоопределения

Основные научные результаты коллектива научной школы:

Создана типология субъект-объектных ориентаций, на основе которой представлена иерархия теоретических моделей личности. Личность описана как духовно-нравственный субъект жизненного пути. Разработан и психометрически обоснован методический инструментарий для исследования субъектных феноменов. Широко используется и обосновывается биографический метод в исследовании жизненного пути личности на материале художественной литературы и биографических данных. Рассмотрены типы жизненного пути, выделены их психологические характеристики. Результаты широко используются в практике работы образовательных учреждений, в том числе новые психодиагностические методики:

  • Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во «Союз», 2002.
  • Практикум по психологии жизненных ситуаций / Под ред. Е.Ю. Коржовой. СПб.: Стикс, 2016.

Участие в научных исследованиях:

Грант РГНФ «Всероссийская научно-практическая конференция «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки»» (2017, рук. Коржова Е.Ю.). По итогам работы конференции издана коллективная монография, в которой раскрыты возможности интегративного подхода к психологии человека для решения широкого круга научных и практических задач. (Интегративный подход к познанию психологии человека: коллективная монография  / Под ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. Предисловие научного редактора, глава «Интегративный подход к психологии жизненного пути личности»).

Международный конкурс РГНФ – Министерство образования и науки Республики Южная Осетия (МОНРЮО) 2016 г. «Психологические детерминанты жизнедеятельности современных осетин» (2017-2019). Руководитель – Султанова З.В., Коржова Е.Ю. — исполнитель. Изучаются вариации типов личности северных и юных осетин, сопоставляются их субъектные и духовно-нравственные характеристики.

Грант РГНФ 05-06-06090а «Динамика мотивации научной деятельности и ее роль в самоактуализации личности ученых-гуманитариев» (2005-2006). Руководитель проекта – Коржова Е.Ю. Выявлены различия в показателях творчества ученых-классиков и современных ученых, а также начинающих и авторитетных ученых-гуманитариев, что в значительной мере обусловлено жизненными ориентациями. Применен психобиографический подход.

Грант РГНФ 05-06-16003д на публикацию монографии Коржовой Е.Ю. «Психология жизненных ориентаций человека» (2005). Руководитель проекта. В монографии представлены основные теоретические положения концепции психологии человека как субъекта жизнедеятельности.

Грант РГНФ 09-06-00463а «Личность в ситуации дистанционного обучения (ДО)» (2010). Руководитель проекта – Коржова Е.Ю., исполнитель – Семенова Г.В. Выявлена специфика личностных проявлений в жизненной ситуации дистанционного обучения. Изучена роль  жизненных ориентациий и ответственности личности.

Международный конкурс РГНФ ‒ Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Южная Осетия (МинОНМП РЮО) 2010. Грант РГНФ 10-06-01323aОс «Субъективная картина жизненного пути северных и южных осетин» (2010-2011). Руководитель – Султанова З.В., Коржова Е.Ю. — исполнитель. В рамках данного проекта изучены такие компоненты жизненного пути северных и южных осетин как ценностные ориентиры, активность в созидании собственного бытия.

Госконтракт по заказу Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга «Мониторинг деятельности неформальных молодежных объединений, разработка рекомендаций для практических мер по снижению рекрутирования молодежи в неформальные молодежные объединения экстремистской направленности» (2013). Научный руководитель проекта – Коржова Е.Ю. Выявлены причины и условия, способствующие вовлечению молодежи в НМО экстремистской направленности, пути рекрутирования молодежи в НМО. Показано, что экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде и провоцируется неопределенностью жизненных ориентаций молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Как следствие, «неблагополучные» подростки отличаются большей агрессивностью и более сильными этническими предубеждениями.

 Научные публикации коллектива научной школы (количество и наиболее значимые публикации):

  • Монографии:

Интегративная психология жизненного пути / Под ред. Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Стикс, 2016.

Коржова Е.Ю. Творческий лик русских мыслителей. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009. 

Коржова Е.Ю. Духовная лестница Н.В. Гоголя: Личность и творчество. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009.

Коржова Е.Ю. Творческий лик русских мыслителей. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009.

Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006.

Коржова Е.Ю. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А. П. Чехова. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2006; 2-е изд. 2013.

  • Учебники, учебные пособия:

Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. 2-е изд., перераб., доп. В 3-х чч. Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2015.

Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015.

Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004; 2013; 2016.

Семенова Г. В., Коржова Е. Ю., Волохонская М. С. Психология личности. Комплекс учебно-методических материалов. Издание 2-ое, переработанное и дополненное: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009.

  • Статьи:

Коржова Е.Ю., Лемиш В.В. Взаимодействие с жизненными ситуациями в конце жизненного пути // Научное мнение. 2013. № 4. С. 197-205.

Коржова Е.Ю. Личность современного человека в представлении студентов // Нижегородское образование. – 2014.  – № 2

Коржова Е.Ю. Норма и патология личности в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2015. – № 174. – С. 61-68.

Коржова Е.Ю. На пути к здоровой личности (на материале поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души») // Акмеология. 2016. № 4 (59). С. 31-34.

Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В. Возможности типологического подхода в исследовании эпистемологических стилей   Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. Выпуск 3. С. 7-17.

Korjova E. Yu. The relationship of art and scientific human cognition in the works of F. Dostoevsky and A. Ukhtomsky //  Russian Linguistic Bulletin. 2017. № 2 (10). P. 38-40.

Организация коллективом научной школы научных мероприятий, конференций, семинаров: (общее количество и 5 наиболее значимых мероприятий): Всероссийская научно-практическая конференция «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей», 2012-2017 гг., Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена; научно-теоретические семинары кафедры

 Количество докторантов и аспирантов, обучающихся и окончивших докторантуру/аспирантуру под руководством членов коллектива научной школы: более 20

Общественное признание (премии, медали, дипломы и т.п.):

Е.Ю. Коржова – Лауреат II Всероссийского конкурса психологических изданий‒ 2007, номинация «Лучшая монография по психологии» ‒ 1 место (за монографию «Психология жизненных ориентаций человека»

Е.Ю. Коржова – Лауреат конкурса «Женщина года-2017», проводимого в рамках Петербургской недели «Женщина года», в номинации «Наука и высшая школа»

Международное сотрудничество : Руководство аспирантом из Китая; грант совместно с Южной Осетинй (см. выше)

 Участие членов коллектива научной школы в редакционных коллегиях научных

журналов,  в ученых, диссертационных и экспертных советах

Коржова Е.Ю. – член редколлегии «Петербургского психологического журнала»;

член редакционного совета «Психология в экономике и управлении»;

член экспертно-консультативного совета при Комитете по местному самоуправлению, межконфессиональным и межнациональным отношениям Правительства Ленинградской области;

участник экспертиз научных проектов СПбГУ, Псковского государственного университета, председатель ГАК по защите выпускных квалификационных работ по психологии в СПбГУ (с 2006 г.);

участник экспертных обсуждений по различным общественным проблемам телеканала «Санкт-Петербурге» в программе «Петербургский дневник».

председатель диссертационного совета Д 212. 199.25 при РГПУ им. А.И. Герцена  (2011-2016), член диссертационного совета Д 212.199.18

3. Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии

Начало исследовательской деятельности: 2000 год

Руководитель научного коллектива: Баева Ирина Александровна, академик РАО, доктор психологических наук, профессор.

Состав научного коллектива – доктор психологических наук Лактионова Е.Б., кандидаты психологических наук Гаязова Л.А., Кондакова И.В., (один участник в возрасте до 35 лет), аспиранты, магистранты образовательной программы «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии»

Научно-исследовательская лаборатория «Психологическая культура и безопасность в образовании», на базе которой проводятся исследования, имеет статус инновационной площадки Российской академии образования.

Основные направления научных исследований коллектива:

Психологическая безопасность общества и личности

Психологическая безопасность в образовании

Психологическая экспертиза и мониторинг образовательной среды

Проектирование психологически безопасной образовательной среды

Исследование психологической защищенности человека от неблагоприятных воздействий социальной среды

Психологические ресурсы и сопротивляемость человека

Основные научные результаты

концепция и модель сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства региона;

— технологии сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства;

диагностические методики:

  • «Психологическая безопасность образовательной среды», адресованная всем субъектам образовательной среды и позволяющая выявлять уровень психологической безопасности;
  • «Безопасность школьной среды», позволяющая определять риски нарушения безопасности образовательной среды и выявлять ресурсы, которые можно использовать для их снижения;
  • методика определения подростков группы риска на наличие признаков социально-психологической дезадаптации, а именно склонности к саморазрушающему и суицидальному поведению;

– психодиагностические пакеты по оценке психологической безопасности образовательной, в том числе технологические карты по организации обследования и технологии оценки результатов обследования; 

– массив данных о состоянии психологических аспектов безопасности образовательного пространства региона и его субъектов;

 - показатели состояния психологической безопасности образовательной среды организации для разработки программ сопровождения безопасности образовательной среды и ее участников (обучающихся и педагогических работников);

— сравнительный ряд эмпирических показателей выраженности рисков нарушения безопасности по региону;

— материалы для построения системы дополнительного профессионального образования педагогических работников:

  • – характеристика профессионально-трудных ситуаций,
  • – информационные и методические потребности работников,
  • – характеристика мотивации к профессиональной деятельности в условиях внедрения инноваций в образовании;

— дополнительные профессиональные программы, направленные на развитие предусмотренных профессиональным стандартом профессиональных компетенций педагогов по формированию психологически безопасной и комфортной среды;

— рекомендации для руководителей, учителей и других специалистов образовательных учреждений.

Участие в научных исследованиях:

Грант РГНФ Ф-231, 2007 г. «Модель комплексного психолого-социального и методического сопровождения молодого учителя в школе в процессе адаптации к профессиональной деятельности»

Грант РГНФ — Правительство Санкт-Петербург, 2008 № 08-06-95494а/П «Психология безопасности как теоретическая основа обеспечения деятельности и оказания психологической помощи людям в трудных жизненных ситуациях»

Задание Минобрнауки России на проведение научных исследований по тематическому плану 2010, тема «Исследование структуры образовательной среды школы и ее взаимосвязи с психологической безопасностью педагогов и учащихся» № регистр. 01201058833

Задание Минобрнауки России на проведение научных исследований по тематическому плану 2011, тема: «Исследование уровня психологической безопасности образовательной среды школы и его влияния на психическое здоровье учителя и ученика» № регистр.  01201170753

Задание Минобрнауки России на проведение научных исследований по тематическому плану 2012, тема: «Исследование личностных ресурсов подростка с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде» № госрегистрации: 01201253823. 

РГНФ 2012 – 06(г), 13-06-00559 «Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

РГНФ 2012-2014 – 06(г), 12-06-00692, 12-06-00692 «Система социально-психологического мониторинга рисков и угроз безопасности образовательной среды»

Задание Минобрнауки России на проведение научных исследований по тематическому плану 2013, тема «Исследование психологической защищенности студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды», № госрегистрации:  0120137141

РГНФ, 2013 Проект № 13-06-14045 Организация и проведение Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение».

Научные публикации коллектива:

  • Монографии: Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб. Союз. 2002; Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / Под ред. И.А.Баевой. М.; СПб.: Изд-во «Нестор-История», 2011, 272 с.; Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2013.-  288 с.; Безопасная образовательная среда: теоретические основы психолого-педагогического сопровождения и оценки: монография / под научной ред. И.А.Баевой, С.В.Тарасова. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2014 – 269 с.
  • Учебники, учебные пособия: Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой. – М.: Экон — Информ, 2009. – 248 с.; Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды: экспертиза и диагностика: научно-методическое пособие / под научной ред. И.А.Баевой, С.В.Тарасова. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2015. -236 с.; Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2017. – 265с.
  • Статьи: Баева И.А.. Гаязова Л.А. Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды и условие психологического благополучия ученика и учителя // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2013 — № 4. С.183-197. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. М.: МГППУ, 2013. – 304 с.; Безопасность образовательной среды: создание и внедрение психолого-педагогических технологий сопровождения: Сборник научных статей по материалов Всероссийской научной конференции с международным участием / Под ред. И.А.Баевой, О.В.Вихристюк, Л.А.Гаязовой. – М., МГППУ, 2014 – 156с.; Baeva I. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art, 8 ( 1 ) pp. 86 – 99. 2015; Баева И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: методологические основания и эмпирические показатели // Человек и образование. № 3 (48), 2016. С. 19-25; Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации // Казанский педагогический журнал № 6. 2017. С.12-17.

Организация коллективом научных мероприятий, конференций, семинаров: более 30:

Международный Форум «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма» 2006, г. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена;

Международная конференция «Травматизм, психологическая безопасность, сопротивляемость и культура», 2007, г. Челябинск, ЧГПУ.

Всероссийская научная конференция с международным участием «Безопасность образовательной среды: создание и внедрение психолого-педагогических технологий сопровождения» 2014, г. Москва, МГППУ;

Всероссийская научно-практическая конференция для работников образования «Цифровое детство: социализация и безопасность» 2016, г. Москва, РАО;

Международная научно-практической конференция «Теория и практика воспитания: педагогика и психология», посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского, 2016, г. Москва, РАО;

Международная научно-практическая конференция «Психологическая безопасность образовательной среды региона», 2017, г. Санкт-Петербург. Президентская библиотека

Количество докторантов и аспирантов, обучающихся и окончивших докторантуру / аспирантуру под руководством членов коллектива: 16 аспирантов и 2 докторанта.

Общественное признание: Баева И.А. является Лауреатом премии правительства Российской Федерации в области образования (2012 г.); Лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга в области образования (2014 г.); благодарность РАО за значительный вклад в развитие психологии и многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность.

Участие членов коллектива:

в редакционных коллегиях научных журналов:

Баева И.А. Рецензируемый научный журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». Член редколлегии; председатель редакционного совета серии «Психолого-педагогические науки».

Баева И.А. Рецензируемый научный журнал «Научное мнение», Член редакционной коллегии.

Баева И.А. Рецензируемый научный журнал «Известия РАО». Член редакционного совета.

Баева И.А. Электронное научное издание, включенное в список журналов ВАК, «Письма в Эмиссию. Оффлайн». Член редакционной коллегии.

Баева И.А. Научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования». Член редакционного совета.

Баева И.А. Рецензируемый научный журнал «Вестник Мининского университета». (г. Нижний Новгород). Член редакционного совета.

Баева И.А. Журнал «Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». Член редакционной коллегии.

в Ученых советах: Баева И.А.-  член Ученого Совета университета

в диссертационных советах: Баева И.А., Лактионова Е.Б. – члены двух диссертационных советов по психологическим специальностям

в экспертных советах: Лактионова Е.Б. – эксперт РФФИ; Баева И.А. – эксперт МОиН.

 

4. Междисциплинарный подход в решении проблемы  насилия и жестокого обращения с детьми

Начало исследовательской деятельности: 1998 год

Руководитель научного коллектива: Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор.

Общее количество членов коллектива научной школы: 12 человек

Количество молодых (до 35 лет) членов коллектива научной школы: 5 человек

Основные направления научных исследований:

  • разработка методологии и апробация моделей оценки распространенности насилия над детьми;
  • изучение поливиктимизации как системного воздействия макро- и микро-ситуаций насилия на ребенка;
  • изучение социальных и психологических механизмов буллинга и кибербуллинга среди детей и подростков;
  • оценка эффективности программ  профилактики и помощи пострадавшему ребенку и его социальному окружению.

 Основные научные результаты

— концепция развития системы защиты детей от насилия и жесткого обращения ;

-междисциплинарная модель помощи ребенку, пострадавшему от насилия;

-технология обучения специалистов междисциплинарных команд для работы со случаями насилия над детьми;

-технология работы на детском телефоне доверия в случае возможного насилия над ребенком;

— разработка и адаптация к российским условиям измерительных инструментов группы ICAST  для оценки распространенности насилия среди детей , подростков и молодежи.

Проекты и исследования :

1998-2001 гг. – Проект «Детство без насилия и жестокости» (Фонд Сороса в России);

2001-2002  — Проект «Новые возможности» по профилактике детской и подростковой преступности» (Фонд USAID(IREX));

2003-2004  — Проект « Создание ресурсных центров по предотвращению насилия  и жестокого обращения с детьми в Поволжье» (Фонд USAID(IREX));

2003 – Проект «Разработка научно-методического обеспечения и организационных основ деятельности психолого-медико-педагогической комиссии образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (Министерство образования Российской Федерации, научная программа  «Федерально-региональная политика в науке и образовании»);

2004 – Проект «Разработка моделей и технологий  психологического сопровождения  профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях» (Министерство образования Российской Федерации, научная программа  «Федерально-региональная политика в науке и образовании»)

2003-2013 гг. – Проект «Профилактика Алкогольного синдрома плода и неврологических нарушений развития у детей в России» (National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism, International Fogarty Center, IFC; Национальный центр Врожденных дефектов и Нарушений развития в сотрудничестве с Университетским Центром Нарушений, Университет Оклахомы);

2006 – 2008 – Проект «Разработка международного измерительного инструмента для оценки распространенности насилия над детьми» ( Международное общество по предотвращению насилия над детьми ISPCAN, США, The Oak Foundation);

2007-2010 — Проект «Международный проект подготовки специалистов для работы  в области насилия над детьми»  (  Международное общество по предотвращению насилия над детьми ISPCAN, США, The Oak Foundation).

2007 – Проект «Международная конференция «Право на детство»» (UNICEF);

2009 -2016 – Проект «Укрепление системы защиты детей в России и Белоруссии» ((UBS Optimus Foundation , Швейцария);

2014-2016 – Проект «Научные основы формирования междисциплинарных команд специалистов для оказания помощи детям, пострадавшим от насилия»( базовая часть Госзадания  на выполнение научно-исследовательских работ);

2011-2015 – Проект «Бесстрашное детство»,  проект «Профилактика насилия и жестокого  обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Нижегородской области» (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);

2015-2017 Проект «Личностные и средовые детерминанты подросткового буллинга» (РГНФ-РФФИ) .

Основные публикации коллектива:

  • Монографии:

Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е. Н. Волковой. — СПб. : Питер, 2007. — 254 с. — (Детскому психологу) (Дети без семьи). — ISBN 5-91180-151-5

Волкова Е.Н., Баева И.А. и др. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е. Н. Волковой. -  Москва, СПб. : Питер, 2008. — 240 с. -  Сер. Детскому психологу .- ISBN:978-5-91180-445-9 

Волкова Е.Н., Суворова О.В.. и др. Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве.- Н.Новгород : НГПУ, 2012.- 302 с.- ISBN: 978-5-85219-249-3

 Волкова Е.Н., Исаева О.М.  Ребенок и насилие: диагностика, предотвращение и профилактика. – Н. Новгород, 2015. – 290 с. — ISBN 978-5-00036-121-4 

Волкова Е.Н., Исаева О.М.  Программы подготовки и повышения квалификации  специалистов для работы со случаями насилия и жестокого обращения с детьми.-СПб.: Нестор-История, 2016.-192 с.- ISBN:978-5-4469-0940-7

Учебники, учебные пособия:

Волкова Е.Н., Глуздова О.В. и др. Социальная психология / под ред. Е. Н. Волковой.- Москва: Высшая школа, 2007.-  341 с.- ISBN: 9785060051209 

Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения/ под ред. Е. Н. Волковой. — СПб. : Книжный дом, 2011. — 382 с. — http://elibrary.ru/pic/1pix.gifISBN: 978-5-94777-261-5 

Волкова Е.Н., Суворова О.В.. и др. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи.- Н.Новгород : НГПУ, 2012.- 246 с.- ISBN: 978-5-85219-249-3

Организация коллективом научных мероприятий, конференций, семинаров:

  • Организационное и научное участие в международных и европейских конгрессах ISPCAN , 2003- 2016 г.г.;
  • Организационное и научное участие в британских  конгрессах (BASPCAN) с 2010-2016 г.г.;
  •  Ежегодные международные  научно-практические конференции «Право на детство», г. Нижний Новгород 2000-2012г.г.
  • Ежегодные международные  научно-практические конференции «Безопасная Беларусь для детей», г. Минск, 2010-2015г.г.
  • Организационное и научное участие в международных форумах «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма», Санкт-Петербург, 2006г; Благоевград, Болгария, 2008;   Тимишоару, Румыния,  2010;
  • Организационное и научное участие в симпозиуме «Насилие и пренебрежение по отношению к детям: профилактика, выявление, вмешательство», Ананьевские чтения.  г. Санкт-Петербург, 20-22 октября 2009.

Количество докторантов и аспирантов, обучающихся и окончивших докторантуру / аспирантуру под руководством членов коллектива: 21 аспирант .

Международное сотрудничество:

Взаимодействие  с Общественной организацией «Понимание», г.Минск, Белоруссия в рамках проекта «Укрепление национальных систем защиты детей» 2013-2016 г.г

Взаимодействие с Международным обществом по предотвращению насилия над детьми  ISPCAN , г.Денвер, США

Взаимодействие с Британским  обществом по предотвращению насилия над детьми  BASPCAN , г.Йорк, Великобритания

Взаимодействие с Университетом Оклахомы , г.Оклахома, США, в рамках проекта «Профилактика  фетального алкогольного синдрома в России»

Взаимодействие с Советом Европейского центра Бизнеса, образования и науки, г. София, Болгария  в рамках подготовки совместных публикаций

Участие в редакционных коллегиях научных журналов:

  • Воспитание школьников;
  • Вестник Мининского университета;
  • Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки;
  • Системная психология и социология;
  • Научное мнение.

5. Методология и методы медико-психологического обеспечения адаптации человека в непривычных условиях жизнедеятельности

 Год основания: 2007 (в 2013 году включена в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга).

Основатель (основатели) научной школы:  заведующий кафедрой клинической психологии и психологической помощи, доктор медицинских наук, профессор Алёхин Анатолий Николаевич

 Общее количество членов коллектива научной школы: 42

Количество молодых (до 35 лет) членов коллектива научной школы: 16

Основные направления научных исследований коллектива научной школы:

  • методология исследования адаптации человека к непривычным (стрессогенным) условиям жизнедеятельности (школьное образование, военная служба, острые или хронические заболевания, искусственные экосистемы);
  • исследование психического развития, формирования личности, поведения и клинико-психологических феноменов в системе образования и в контексте социокультурной динамики образовательных практик;
  • исследование закономерностей адаптации и нарушения адаптации личности при  соматическом заболевании;
  • исследование психогенеза нарушений адаптации личности при нервно-психических заболеваниях;
  • исследование факторов адаптации личности к социально-стрессовым условиям;
  • исследование закономерностей адаптации личности в условиях напряженной профессиональной деятельности и профессиональной деятельности в непривычных условиях.

 Основные научные результаты коллектива научной школы:

  • Обоснован системный подход к оценке качества и динамики адаптации человека к непривычным (стрессогенным) условиям жизнедеятельности.
  • Разработана методология исследования социо-культурных детерминант психического развития, формирования личности и клинико-психопатологических феноменов.
    • Описана динамика системы личностных отношений и поведения подростков в условиях социокультурных преобразований в современной России. По результатам сравнительного исследования подростков, рожденных в разные исторические периоды СССР и России, доказана тесная сопряженность (коэволюция) существенных характеристик социокультурной ситуации и психической организации формирующейся в данных условиях личности. Систематизированы особенности проявления и детерминанты отклоняющегося поведения современных подростков.
    • Выявлены особенности социокультурной динамики психопатологических симптомов в структуре психотических расстройств, доказана социокультурная детерминированность структуры бреда при расстройствах шизофренического спектра.
  • Установлены закономерности и факторы психологической адаптации и нарушения адаптации личности к условиям различных соматических заболеваний (ишемическая болезнь сердца, нарушения ритма сердца, ВИЧ, сахарный диабет, онкологические заболевания и т.д.) на разных этапах лечения (консервативного, интервенционного, хирургического) и реабилитации. Определены предикторы нарушения адаптации к болезни личности в постгоспитальный период после перенесенных жизнеопасных состояний и хирургического лечения.
  • По результатам обследования лиц с различными формами нервно-психической патологии (невротические, когнитивные, аддиктивные) описаны закономерности адаптационных и компенсаторных изменений в системе психических функций и отношений личности в условиях болезни, проявляющиеся в особенностях перестройки психической деятельности, в характеристиках отношения к болезни, позиции в лечебно-реабилитационном процессе, приверженности лечению и т.д.
  • По результатам скрининговых исследований лиц в условиях социально-экономической нестабильности описаны факторы адаптации и нарушения адаптации при социальном стрессе.
  • На материале стендовых испытаний, включающих профессиональную деятельность в непривычных условиях существования (условия герметизации), установлены закономерные этапы адаптации человека к измененной среде жизнедеятельности; представлено системное описание каждого из этапов, включая подробное психологическое содержание.

 Участие в научных исследованиях:

Научно-исследовательский проект Министерства образования и науки РФ 36/12-ГЗП «Разработка автоматизированной системы текущего мониторинга качества высшего профессионального образования в аспекте компетентностного подхода»

  • Источник финансирования: за счет средств госбюджета
  • Срок выполнения проекта: 2012
  • Основные результаты проекта

В ходе исследования были проанализированы и обобщены теоретические основы и практические предпосылки внедрения автоматизированных систем контроля качества высшего профессионального образования в аспекте компетентностного подхода. Были обоснованы принципы разработки, методические подходы и подходы к отбору содержания конкретной методики текущего мониторинга базовых общекультурных и профессиональных компетенций в области клинической психологии. В результате исследования была осуществлена разработка и валидизация методики автоматизированной системы оценки компетенций учащихся вузов по специальности «клиническая психология».

Научно-исследовательский проект Министерства образования и науки  «Создание макета автоматизированной системы экспертизы компетенций специалистов-выпускников учреждений высшего профессионального образования»

  • Срок выполнения проекта: 2013
  • Основные результаты проекта:

В ходе исследования разработан алгоритм моделирования ситуационных задач в практике специалиста-психолога. Данный алгоритм реализован в виде компьютерной программы.

Обоснованы принципы содержательного конструирования ситуационных задач, на основе которых были разработаны модели ситуаций как элементы профессиональной деятельности специалиста. Созданные модели ситуаций предназначены для оценки профессиональных компетенций в области психодиагностики и психокоррекции.

Госбюджетная научно-исследовательская работа «Исследование клинико-психологических детерминант отклоняющегося поведения у школьников в связи с задачами психологической профилактики нарушений психического здоровья. 15.01.21 Организация научно-исследовательской работы в области психологии»

РГНФ: «Кризис идентичности и саморазрушающее поведение подростков» №12-36-01064 от 2012-06-09

  • Размер финансирования – 450 т.р. в год
  • Источник финансирования — РГНФ
  • Срок выполнения проекта – 2013-2015 гг.

РГНФ «Личностно-смысловая организация образа мира подростков с саморазрушающим поведением» 13-06-00270 от 2012-09-06

  • Срок выполнения проекта – 2013-2015 гг.

Основные результаты проекта  Нарушения личностно-смысловой регуляции у детей и подростков с девиантным поведением / Гончаров С.А., Рабош В.А., Семикин В.В., Королева Н.Н., Алехин А.Н., Горьковая И.А., Игнатенко М.С., Виноградов П.Н., Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Кошелева А.Н., Хороших В.В., Иконникова Г.Ю., Малкова Е.Е., Афанасьева А.В., Луговая В.Ф., Пежемская Ю.С.: учебное пособие / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2014. Сер. Программа стратегического развития Герценовского университета 2012-2016. – 139 с.

ГК № 28ок/2016 от 13 сентября 2016 года на исполнение НИР по теме: «Оценка эффективности применения немедикаментозных методов лечения и реабилитации детей с заболеваниями  центральной нервной системы и психоневрологическими заболеваниями»

  • Размер финансирования – 700 т.р.
  • Источник финансирования — ГКУ ЯНАО «НЦИА»
  • Срок выполнения проекта – 2016 г.

Основные результаты проекта:Предпринятый теоретический анализ научных и социологических исследований, посвященных различным аспектам применения немедикаментозных видов помощи, используемых в рамках реабилитации детей с ОВЗ, позволил обобщить полученные за 2011-2016 гг. результаты.  Это послужило теоретической основой разработки о оформления в виде методических рекомендаций Алгоритм экспертной оценки эффективности и целесообразности применения немедикаментозных  видов помощи, используемых реабилитационными центрами ЯНАО в социально-психологической реабилитации или реабилитации, социокультурной реабилитации или реабилитации детей Ямало-Ненецкого автономного округа для повышения эффективности работы экспертной комиссии центров.

Разработанный Алгоритм включает в себя четко прописанные критерии оценки:

  • научной обоснованности и доказанной эффективности в отношении конкретных нарушений в развитии,
  • функциональных возможностей методов и процедур,
  • показаний и противопоказаний, 
  • наличия описанной технологии применения
  • требований к квалификации специалистов, использующих данные методы и процедуры

Разработанный Алгоритм предполагает поэтапную оценку:

  • целевого компонента метода/процедуры
  • содержательного компонента метода/процедуры
  • операционно-деятельностного компонента метода/процедуры
  • оценочно-результативного компонента метода/процедуры

Проведенная оценка эффективности и целесообразности применения 27 немедикаментозных методик, используемых в условиях реабилитационных центров для лечения и реабилитации детей с заболеваниями центральной нервной системы и психоневрологическими заболеваниями показала о том, что значительную часть (60 %) представленных методов можно отнести к категории эффективных и целесообразных в использовании в целях социально-психологической реабилитации или абилитации, а также социокультурной реабилитации или абилитации детей с конкретными формами ОВЗ, 22 % представленных методик отнесены к группе ограниченно эффективных при решении задач социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ, а 18 % относятся к методам, которые в результате экспертизы были признаны неэффективными и нецелесообразными к использованию для целей реабилитации детей с ОВЗ.

РГНФ «Копинг-компетентность в формировании риска психосоматических заболеваний» 13.36-01288

  • Размер финансирования: 600 т.р.
  • Источник финансирования: РГНФ
  • Срок выполнения проекта: 2013-2014
  • Основные результаты проекта

Разработана методология оценки копинг-компетентности личности как способности к корректной оценке существенных характеристик стрессогенных ситуаций и ресурсов её преодоления, а также к выбору адекватной ситуации стратегии совладания. Показано значение копинг-компетентности как значимого фактора в формировании медицинского и психосоциального прогноза.

Грант Президента РФ «Прогноз психической и социальной адаптации пациентов с сердечно-сосудистой патологией в постгоспитальном периоде» МК-2076.2012.6

  • Размер финансирования: 600 т.р.
  • Источник финансирования: фонд Президента РФ
  • Срок выполнения проекта: 2012-2013

Основные результаты проекта: По результатам лонгитюдного исследования определены предикторы нарушения психической и социальной адаптации у пациентов с сердечно-сосудистой патологией, перенесших неотложные кардиологические состояния и кардиохирургическое лечение.

Научные публикации коллектива научной школы ( количество и наиболее значимые публикации – не более 5):

Монографии:

  • Алёхин А.Н. (ред.) Методологические проблемы медицинской психологии : материалы семинара кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Часть I, II. – СПб.: Знание, 2010, 2012.
  • Семиотическая регуляция социального поведения личности в современном мире: онтогенетические аспекты. Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 323 с. (авторы: Алехин А.Н. и др.)
  • Астапов В.М., Малкова Е.Е. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика / В.М. Астапов, Е.Е. Малкова. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 368 с. 
  • Малкова Е.Е. Тревожность и развитие личности: монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. – 268 с.
  • Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности: Коллект. моногр. / Науч. ред. Л.И.Вассерман, О.Ю.Щелкова. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – 408 с. (авторы: Малкова Е.Е., Дубинина Е.А. и др.)
  • Семикин В.В., Малкова Е.Е. Модель и принципы функционирования системы психологического сопровождения деятельности гериатрической службы: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 139 с.
  • Прикладные технологии в психологическом консультировании: коллективная монография / под ред. Е.П. Кораблиной, М.А. Коргожи. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 63 с. (авторы: Баканова А.А., Романченко И.А. и др.)
  • Баканова А.А., Горьковая И.А. Психология страха смерти: теория и практика: Монография. – МПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 160 с.

Учебники, учебные пособия:

  • Алехин А.Н. Психические заболевания в практике психолога. Учебное пособие. — 1-е изд. — Сер. 58 Бакалавр. Академический курс. – М.: Юрайт, 2016. – 121 с.
  • Алёхин А.Н., Трифонова Е.А. Краткий курс клинической (медицинской) психологии: Учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
  • Дубинина Е.А. Психическая адаптация при сердечно-сосудистых заболеваниях: феноменология, динамика, прогноз. Учебно-методическое пособие для врачей и медицинских психологов Е.А, Дубинина; научная редакция А.Н. Алехин; РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: ООО «Копи-Р Групп», 2013. – 88 с.
  • Малкова Е.Е., Белоколодов В.В. Психологические технологии формирования приверженности лечению и реабилитации наркозависимых: учебное пособие для вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 116 с.
  • Инновационные технологии психолого-педагогической помощи подросткам с отклоняющимся поведением: Учебно-методическое пособие / Под науч. Ред. В.А. Рабоша, В.В. Семикина, Н.О. Верещагиной, А.Н. Алехина, Н.Н. Королевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 168 с. (авторы: Малкова Е.Е., Бортникова Е.Г., Будников М.Ю., Абрамовская М.В., Осташева Е.И., Наумова А.А. и др.)
  • Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013. – 183 с. (авторы: Алехин А.Н., Малкова Е.Е. и др.)
  • Астапов В.М., Малкова Е.Е. Психическое здоровье школьников. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. – 66 с.
  • Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. – СПб.: Речь, 2010. – 191 с.
  • Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике. – СПб.: Речь, 2011. – 271 с.
  • Кенунен О.Г. Механизмы психотропного действия химических соединений: Учебное пособие по курсу «Психофармакология» для психологов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 163 с.

Статьи:

  • Алёхин А.Н. Теоретический потенциал медицинской психологии в пространстве психологических знаний // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. №145. С. 18-28.
  • Алёхин А. Н. О предмете медицинской психологии. Исторический аспект // Известия РГПУ им. А. И. Герцена 2009. № 100. С. 87−96.
  • Alekhin A.N., Koroleva N.N., Ostasheva E.I. Semantic structures of world image as internal factors in the self-destructive behavior of today’s teenagers // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Т. 8. № 1. С. 125-138.
  • Алёхин А.Н., Литвиненко О.А. Психологические аспекты клинического патоморфоза психотических переживаний // Вестник психотерапии №48 (53). С. 57-68.
  • Алёхин А.Н., Пульцина К.И. Тревога, как психологический аспект феномена поисковой активности // Вестник психотерапии.  2015.  № 56 (61). С. 79-89.
  • Алёхин А.Н., Михайленко В.С., Петров В.А., Пульцина К.И. Закономерные фазы динамики психической адаптации к непривычным условиям жизнедеятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2015. - № 6 (124). — С. 211-215.
  • Алёхин А.Н., Королёва Н.Н., Литвиненко О.А. Ценностно-смысловые ориентации подростков в различные периоды новейшей истории России //Вестник психотерапии. 2013. № 47 (52). С. 98-113.
  • Алёхин А.Н., Сорокин Л.А., Трифонова Е.А., Чернорай А.В. Медико-психологический аспект адаптации пациентов, перенёсших инфаркт миокарда: современное состояние проблемы // Вестник психотерапии. 2012. №42. С.26-45.
  • Алёхин А.Н., Вертячих Н.Н. Нарушения адаптации в социально-стрессовых условиях // Безопасность жизнедеятельности. 2010. №6. С.18-20.
  • Малкова Е.Е., Леевик М.В. Проблема переживания психоэмоционального стресса в контексте адаптации к диагнозу ВИЧ // Психическое здоровье. – № 8. — 2017. – С. 68-72
  • Гурьев В.С., Малкова Е.Е. Базовые эмоции в свете системно-эволюционной теории // Вестник психотерапии. 2017. № 61 (66). С. 113-130
  • Малкова Е.Е. Машнина Е.М. Проблема психологических, психолингвистических, нейропсихологических и клинических факторов отклонений в развитии речи современных дошкольников // Вестник психотерапии. 2016. № 58 (63). С. 125-137
  • Малкова Е.Е. Тревога, как ресурс адаптивного развития личности // Вестник СПбГУ. Серия 16 «Педагогика и психология». 2014. вып. 2. С. 34-40.
  • Афанасьева Е.Д. Нарушение психической адаптации ВИЧ-инфицированных женщин при рождении ребенка // Культурно-историческая психология. 2012. №2. С. 88-95.
  • Баканова А.А. Системное описание страха смерти // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. №1. С. 13-23.
  • Дубинина Е.А., Новикова Ю.Г. Компенсаторные перестройки корковой регуляции движений в пожилом возрасте при хроническом нарушении мозгового кровообращения // Успехи геронтологии. 2016. Т. 29. № 5. С. 770-775.
  • Осташева Е.И. Псевдопсихопатологические феномены в поведении современных подростков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2015. №174. С. 153-158.
  • Трифонова Е.А., Чернорай А.В., Чумакова И.О.Роль отношения к болезни кардиологических пациентов, переживающих витальную угрозу, в формировании прогноза их психической адаптации в постгоспитальный период // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. С. 157-168.
  • Чернорай А.В. Болезнь как непривычное условие существования и проблема психической адаптации // Педиатр. 2012. Т.3. №4. С. 7-9.
  • Новикова Ю.Г., Ермакова Н.Г. Нейропсихологическая феноменология стратегий компенсации при нарушениях высших психических функций у лиц пожилого возраста с хронической недостаточностью мозгового кровообращения // Сибирский психологический журнал. 2017. №63. С. 102-118.

Организация коллективом научной школы научных мероприятий, конференций, семинаров: (общее количество и 5 наиболее значимых мероприятий)

  • Международная научно-практическая конференция «Клиническая психология: теория, практика и обучение», Санкт-Петербург, 30 сентября — 1 октября 2010 г. (РГПУ им. А.И. Герцена)
  • Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция молодых ученых «Клиническая психология. Наука и практика: пути интеграции», Санкт-Петербург, 19-20 сентября 2013 г. (РГПУ им. А.И. Герцена)
  • Ежегодно, начиная с 2010 года, кафедрой клинической психологии и психологической помощи совместно с ГБУ ДО «Центр психолого-педагогического сопровождения Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» проводится Научно-практическая конференция «Комплексная психологическая помощь в образовании и здравоохранении».
  • При кафедре функционирует постоянно действующий методологический семинар по проблемам психологии и человекознания и СНО «Академия».
  • 27-31 марта 2017 года была проведена «Весенняя неделя медицинской психологии», организованная молодыми учеными (преподавателями, аспирантами и студентами) кафедры

Количество докторантов и аспирантов, обучающихся и окончивших докторантуру / аспирантуру под руководством членов коллектива научной школы

  • При кафедре работает докторантура и аспирантура по специальностям 19.00.04 («медицинская психология») и 19.00.02 («психофизиология»).
  • Из обучающихся на данный момент под руководством членов коллектива научной школы 25 аспирантов и 6 докторантов успешно защитились 14 и 2 соответственно.

Общественное признание (премии, медали, дипломы и т.п.)

  • Проф. А.Н. Алёхин – главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.
  • Решением Президиума Научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга (протокол № 2/13 от 09.12.2013) в целях сохранения и эффективного использования научно-технического и образовательного потенциала Санкт-Петербурга, развиваемая на кафедре под руководством проф., д.м.н. Алехина Анатолия Николаевича научная школа включена в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга (http://knvsh.gov.spb.ru/closedcontests/view/85/).
  • Диплом «Золотая психея» в рамках XVIII Национального конкурса в номинации «Событие года в жизни сообщества» за проект «VI Научно-практическая конференция «Комплексная помощь в образовании и здравоохранении» в 2017 году (авторы: Алехин А.Н., Басангова Я.М., Осташева Е.И., Романченко И.А., Кракович П.Г.)
  • Почетная грамота Президиума Российского психологического общества за вклад в развитие и продвижение психологической науки и практики в России в 2017 году Алёхину Анатолию Николаевичу.
  • Премия журнала «Медицинская психология в России» молодым ученым за 2017 г. – доц. Дубининой Е.А.

Перечень объектов интеллектуальной собственности членов коллектива научной школы (патенты, авторские свидетельства и т.д.)

  • свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2013620501 «База ситуационных задач» для применения в системе автоматизированного мониторинга знаний по специальности «Клиническая психология» зарегистрирована в Реестре 11 апреля 2013 г. (авторы: Алехин А.Н., Трифонова Е.А., Малкова Е.Е., Чернорай А.В., Наумова А.А.)

Международное сотрудничество

  • профессор Малкова Е.Е. — в Föderation Logotherapie Profession – Europa (FLP-EU) является руководителем направления научных исследований в области психического здоровья

Участие членов коллектива научной школы в редакционных коллегиях научных журналов,  в Ученых, диссертационных и экспертных советах профессор Алехин А.Н. –

  • член диссертационных советов Д 999.072.02 (заместитель председателя), Д 212.199.25 при РГПУ им. А.И. Герцена;
  • член редколлегии журналов – «Научное мнение», «Артериальная гипертензия», «Вестник психотерапии», «Медицинская психология в России»;
  • главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга;
  • зарегистрирован в федеральном реестре экспертов научно-технической сферы ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ по направлению гуманитарных исследований

профессор Малкова Е.Е. –

  • член диссертационного совета Д 999.072.02 при РГПУ им. А.И. Герцена
  • приглашенный член Ученого Совета по защите диссертаций PhD при СПбГУ
  • Член редколлегии журналов – Вестник СПб ГУ, Вып. 12 и 14 «Педагогика и психология», «Медицинская психология в России», а также международного медицинского журнала «League Medica»
  • в составе Общественного Совета по проблемам подростков при Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу
  • зарегистрирована в федеральном реестре экспертов научно-технической сферы ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ по направлению гуманитарных исследований

доц. Баканова А.А. –

  • член Ученого совета Институт психологии

доц. Дубинина Е.А. –

  • Член научно-редакционной коллегии журнала «Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика».

 

6. НАУЧНАЯ ШКОЛА «Психология развития. Психологические проблемы в подростковый период и во взрослости»
 

Руководитель : Регуш Людмила Александровна
Место работы:  Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Должность: профессор кафедры психологии развития и образования
Ученая степень: доктор психологических наук
Ученое звание: профессор


 Основные научные публикации за 5 лет:

1.Психологические проблемы российских подростков (1993-2013г.г.)   Рецензируемая монография .Под ред. Л.А. Регуш – СПб .:  « Элви – Принт»,  2017 – 297с.

 https://elibrary.ru/item.asp?id=28081122

 2.Регуш Л.А., Алексеева Е.В.,  , Орлова А.В. , Пежемская Ю.С.   Психологические проблемы подростков: стандартизированная  методика». Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена  . СПб. 2012  ,  -  34 с..

3.Регуш Л.А., Алексеева Е.В. Орлова А.В., Пежемская Ю.С.. Психологические проблемы подростков, обучающихся в школах разных видов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Март 2013,. - CПб., 2013г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2013/1977.htm  . –. Объем 0.5 п.л.- реферируемый журнал

4.Регуш Л.А.Самоопределение школьников и их психологические проблемы//Модернизация общего образования : проблемы самоопределения ученика в современном образовательном процессе, Сборник научных статей //Ред.- составители Тряпицина А.П., Примчук Н.В. , Синицина А.И.- СПб.:« Свое издательство». 2016 –Стр. 71-77

5. Регуш Л.А Кросскультурные исследования психологических проблем подростков// Психологические проблемы российских подростков (1993-2013г.г.) Под ред. Л.А. Регуш – СПб .:  « Элви – Принт»,  2017с.206-222

6. Регуш Л.А. , Ермилова Е.Е Профессиональный выбор выпускников бакалавриата как решение прогностической задачи.// Образование и наука   2017. Том 19 № 8 , стр75-90 http://www.edscience.ru/jour/issue/viewIssue/59/46 - реферируемый журнал

 

 Наукометрические показатели:

- публикаций в базе РИНЦ – 159

- Цитирований в РИНЦ – 1097

 - Индекс Хирша – 13.


Научные премии, звания, медали:

-почетное звание «Заслуженный работник высшей школы».(1998),

-  знак  « Отличник народного просвещения» ( 1984 ),

- медаль  «В память 300-летия  С. Петербурга» (2003), 

- почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена  (2003).-

- победитель профессионального конкурса « Золотая психея» , (2006).

-  « Знак почета» ( Медаль РГПУ им. Аи. И. Герцена, 2007 );

-  « За заслуги в образовании и науке» ( Медаль РГПУ им. А.И. Герцена, 2013).


Работа на преподавательских должностях:

 - ассистент , старший преподаватель , доцент , профессор, заведующая кафедрой
Аспиранты и докторанты, подготовленные за 5 лет_-2 . Всего  - 33 аспиранта с защитой кандидатских диссертаций , 5 – докторантов.


Докторантов и аспирантов перечислить поименно:

 

Кандидатские диссертации, защищенные в русле научной школы:

1. Алексеева Елена Вячеславовна – Проявление ответственности  подростков в совладании  с жизненными проблемами. СП, 2002 (19.0013)

2.Андреева Елена Николаевна – Противоречия в самоотношении и проблемы подростков. СПБ. 2003(19.00.13)

3. Байтингер Оксана Евгеньевна. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте. СПб. 1998 (19.900.13)

 4.Грецов Андрей Геннадьевич « Эмоциональные отношения подростков и проблемные переживания « СПб. 2003

5Демидов Дмитрий Николаевич. Соотношение образов Я- идеальное и Я – реальное и проблемы подростков. СПб, 2000 СПб (19.900.13)

 

6. Дрокова Светлана Владимировна  Взаимоотношения со сверстниками у подростков , живущих в семье и в детском доме  СПб, 2004 (19.900.13)

7. Понарядова Татьяна Васильевна. Жизненные проблемы и способы их разрешения юношами – представителями разных этносов. СПб. 2001 ( 19.00.13) Сыктывкар

8. Яремчук Светлана Владимировна Особенности переработки текстовой информации школьниками с разной успеваемостью ( на примере подростков 14 лет ) СПб , 2003  (19.00.07)

9. Чеснокова Елена Николаевна  Метод построения развивающих диалогических отношений : учитель – ученик. СПб. 2005 (19.00.07)

тел. 3232654. .

10. Нгуен Тхи Ты Взаимосвязь проблемных переживаний вьетнамских подростков и их « Я- концепции». (19.00.13). СПб, 2006

11. Ширшина Галина  Игоревна Профессионально- психологические проблемы взрослых ( на примере преподавателей вуза 40-60 лет ) СПб, 2007 , ( 19.00.13 ) . Петрозаводск

12. Лю Яньхуа Проблемные переживания китайских подростков и родительская семья ( на примере г. Харбин)

19.00.13., 2009

13. Петросянц Виолетта Рубеновна « Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость «  19.00.07. СПб, 2011

14. Дьяченко Инна Анатольевна « Социально- психологические факторы переживания одиночества в пожилом возрасте. 19.00.13. ,2014г

 

  Докторские диссертации:

1. Флотская Наталья Юрьевна  Развитие половой идентичности в онтогенезе. 19.11.13 , СПб, 2006

2.Бендюков Михаил Александрович Психология профессионального кризиса у безработных. 19.00.03- психология труда, инженерная психология, эргономика.СПб. 2009,  .

3. Постникова Маргарита Игоревна

 Психология отношений между поколениями в современной России.. 19.00.13. СПб.  2011

 

 Основные представители научной школы:

Кандидаты психологических наук, доценты кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена:

Алексеева Елена Вячеславовна;

Андреева( Ундуск ) Елена Николаевна;

Орлова Анна Валерьевна;

Пежемская Юлия Сергеевна;

Ермилова Елена Евгеньевна - апспирант кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена.

 

Грецов Андрей Геннадьевич  - доктор педагогиче ских наук , профессор кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена;

Петросянц Виолетта Рубеновна  - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Сыктывкарского педагогического института.

 

Основные научные результаты за последние 5 лет

 

1.Мониторинг  психологических  проблем российских подростков и молодежи с 1993 по 2006 гг : 2011- 2014 г.г.-.

2. Цикл программ психологического сопровождения, помощи и реабилитации подростков, испытывающих психосоциальные проблемы.

3.  Блок психодиагностических методик, направленных на изучение жизненных проблем подростков и особенностей их социализации. Стандартизация этих методик и их публикация

4. Обобщение  результатов 20- летнего изучения психологических проблем подростков в монографии, опубликованной в 2017 году.

5. Изучение психологических проблем в профессиональной деятельности взрослых и  психологических проблем  пожилых людей.

 

 Победы в конкурсах грантов (за последние 5 лет).

- Грант РГНФ   «Психологические проблемы подростков и молодежи в социальном и индивидуальном контексте: стандартизация методик изучения. , проект № 12-06-00347 ( 2012 – 2014 г.г.).

 

 

 

 

 

Последнее изменение: 13 марта 2018 г. в 13:55:21
Автор: Тужикова Елена Сергеевна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором