Мероприятие состоялось в рамках проекта «Разработка и апробация на основе компетентностного подхода образовательных программ переподготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ».
К участникам семинара с приветственным словом обратился и. о. проректора по научной работе и информатизации РГПУ им. А.И. Герцена М.Ю. Пучков. «Я считаю, что в этой аудитории собрались знаковые люди. Герценовская школа по работе с лицами с ограниченными возможностями, хотя я бы придерживался термина «с особыми потребностями», славится на всю страну. РГПУ им. А.И. Герцена принимает участие в мировых проектах данного направления. В нашем университете уделяется огромное внимание инклюзивному образованию. Среди ребят, участвующих в жизни университета – огромное количество студентов с ОВЗ. Но это очень активная часть студенчества. Настолько активная, что, мне кажется, необходимо говорить не только об инклюзии, обучении лиц с ОВЗ, но и о том, как научить обычных студентов правильно воспринимать таких особых людей», — отметил в своей речи М.Ю. Пучков.
Руководитель проекта, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» С.А. Гончаров отметил, что в процессе модернизации проекты становятся эффективными и приносят результат в том случае, если инициативные команды профессионалов тесно взаимодействуют с управленческими культурами, ректоратом, первыми лицами. «В последние годы Герценовский университет реализовал огромное количество инновационных проектов. Проектная работа послужила для университета консолидированной, системообразующей стратегией, которая потом стала проникать во все другие направления деятельности», — добавил Сергей Александрович.
Пленарное заседание семинара продолжила доцент кафедры социологии и религиоведения Герценовского университета Н.В. Немирова с докладом по социологическому исследованию «Состояние организационно-образовательных практик имплементации основ инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ». Целью исследования явился анализ практик профессиональной деятельности ППС вузов в сфере высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ на основе продуктивного опыта отечественных и зарубежных вузов.
В ходе пленарного заседания с докладами также выступили заместитель заведующего кафедрой педагогики Е.Н. Глубокова, профессор кафедры олигофренопедагогики А.П. Зарин, заведующая кафедрой оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта С.О. Филиппова, директор Института постдипломного образования РГПУ им. А.И. Герцена И.В. Головина.
В завершении пленарного заседания выступил председатель Санкт-Петербургской Региональной организации Всероссийского общества слепых А.Б. Колосов. «Я считаю, что это очень актуальная и важная программа. Я надеюсь, она будет реализована максимально масштабно и что любой студент вне зависимости от ограничений сможет поступить в любой вуз. Это та цель, которая должна быть сегодня поставлена, и к которой данная программа нас существенно приближает», — обозначил А.Б. Колосов в своем выступлении.
Участники экспертного семинара продолжили работу на двух секциях. Обсуждение содержательного компонента разработанной модели профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ состоялось под руководством директора Института экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантора. Обсуждение содержательного компонента разработанной модели профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в части подготовки преподавателей дисциплины «Физическая культура» было проведено во второй секции, модератором его выступила заведующая кафедрой оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта Герценовского университета С.О. Филиппова.
В завершение семинара руководитель проекта, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» С.А. Гончаров провел обобщение и обсуждение предложений и рекомендаций по доработке модели профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Всего в семинаре приняли участие более 60 специалистов, в том числе, эксперты, имеющие опыт разработки и реализации образовательных программ высшего образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ из 23 вузов 12 регионов нашей страны.
Фото М. Кубышкиной