147 видеолекций «вышли из-под пера» большого творческого коллектива, объединившего ведущих преподавателей разных институтов и факультетов университета и профессиональных режиссеров, операторов и монтажеров медиацентра университета. Работа выполнена в рамках начатого летом проекта по подготовке электронных учебных курсов. Координационной группой было отобрано 20 курсов, которые изучаются наиболее массовым количеством студентов РГПУ. Преимущественно, это базовые дисциплины и дисциплины общей направленности: История, Философия, Иностранный язык, Безопасность жизнедеятельности, Экономические основы образования, Основы математической обработки информации и многие другие.
Конечно, среди отобранных направлений оказались и те, которые важны и близки именно педагогической профессии, что, безусловно, может быть отнесено к уникальным тематическим направлениям: Психология развития человека в образовании, История образования и педагогической мысли, Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании, Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и другие.
«Для записи видеолекций мы пригласили ведущих преподавателей нашего университета. При этом, нам удалось сочетать академические знания с современными подходами и неформальными образовательными технологиями. В то время как очная форма обучения позволяет обучающимся познакомиться лишь с одним лектором, которому по нагрузке выпадает чтение лекций на том или ином факультете, внутри каждого онлайн-курса обучающиеся увидят разных лекторов, а вместе с ними и разные подходы к чтению лекций, разные манеры преподнесения материала, разные форматы дистанционного взаимодействия с удаленной аудиторией. Это то, что делает наши видеолекции уникальными», — рассказала кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена Эльвира Ребко.
Эльвира Михайловна пояснила также, что при подборе лекторов у кафедр была возможность определить, кто из преподавателей лучше прочитает ту или иную лекцию. По ее словам, результат получился очень «живым» и интересным.
Формат видеолекций существенно отличается от очного, проводимого в аудитории: запись более насыщенна конкретной информацией. Именно поэтому было принято решение о разделении каждой лекции на 2-5 частей по 10-20 минут. Этот подход был использован намеренно, чтобы снизить единовременную информационную нагрузку на студентов.
Видеоформат лекций имеет целый ряд преимуществ. Это и возможность многократного просмотра, возвращение к пройденному материалу. Принципиально важно и то, что такой формат позволяет выстраивать элементы индивидуального образовательного маршрута, при котором каждый обучающийся может выбрать время и место изучения всей дисциплины или отдельных частей лекций. Таким образом удаленное обучение поднимает образовательный процесс на новый качественный уровень. А возможность услышать лекции одной дисциплины, прочитанные разными преподавателями, сделает в целом учебный материал для студентов более ярким и запоминающимся.
Наконец, коллеги отмечают, что подобный формат даёт возможность взаимодействия с другими образовательными организациями и позволяет обучать студентов других университетов.
Сегодня на базе видеолекций, снимавшихся в медиацентре, обучается более 6000 студентов и работает более 250 преподавателей РГПУ им А.И. Герцена. Реализованный проект позволил также создать полноценные электронные бесплатные учебные курсы, которые были преобразованы в Открытые курсы для педагогических университетов страны. Они стартуют с 9 ноября 2020 года.
А со 2 ноября запускаются Открытые лекции для всех желающих. Онлайн-курсы Герценовского университета вошли в список рекомендованных Министерством просвещения для школьников, студентов, учителей и родителей.