Размах научных и творческих проектов форума был предопределен современной историко-культурной коммуникацией, связующей романтизм и музыкальное искусство современности. Именно эта идея отвечает назревшей потребности осмыслить степень востребованности великого романтического искусства в XXI веке.
В рамках конференции состоялись четыре научных заседания – «Шуберт и мировая музыкальная культура», «Романтические тенденции в композиторском творчестве: взгляд из современности», «Творчество Шуберта в учебном и медиа пространстве», «Историко-теоретические и педагогические аспекты творчества Ф. Шуберта». Размышления о феномене шубертовской музыки затронули несколько уровней.
Самой обширной и активно освещаемой оказалась стилевая проблематика романтизма –– неоромантизма. Ей были посвящены доклады Е. Чигаревой и С. Нестеровой. Авторы раскрыли роль «шубертовской интонации» в творчестве А. Шнитке и, соответственно, Б. Тищенко. В русле названной исследовательской парадигмы прозвучали выступления В. Гуревича о вокальных циклах Нуры Халмамедова и И. Остромогильского о неоромантизме Д. Лигети. Стилистические проблемы романтической музыки –– еще один мощный исследовательский ракурс, получивший свое освещение в докладах форума. Традиционные вопросы мелодики, гармонии и фактуры в выступлениях Н. Бергер, Е. Титовой и М. Черной предстали в русле новых методологических установок. Продолжением идей последней стал доклад Д. Зандберга, рассматривающей особенности фигурационного письма в фортепианной музыке латышских композиторов, которую исследовательница напрямую связала с романтизмом.
Свой вклад в изучение перспективной темы мифопоэтики романтизма внесли О. Бегичева и Н. Верба –– обе на примере вокального цикла «Прекрасная мельничиха». Кстати, в докладе Э. Петри названный цикл был дан сквозь призму немецкого культурного кода, благодаря чему на поверхность вышли скрытые образно-смысловые линии этого досконально изученного шедевра. Новый взгляд на идейно-тематическую сторону шубертовских опусов представили Г. Григорьева и А. Паклина. Их тонкие наблюдения относительно интонационных формул, имеющих устойчивое значение в музыке романтиков, коснулись роли тем смерти и томления (Sehnsucht) в творчестве Шуберта. Своего рода «научным приношением» шубертовской «далекой возлюбленной» стало поэтическое выступление Т. Самсоновой, посвященное «Фантазии» f-moll для фор-тепиано op. 103 в четыре руки.
Отдельное место в рамках секционных заседаний форума было отведено методическим проблемам преподавания романтической музыки. Ведущие педагоги-практики Б. Рачина и А. Андреева поделились опытом внедрения технологии восприятия и исполнения шубертовских сочинений в сфере общего и профессионального музыкального образования. Никого не оставил равнодушным доклад специалиста по историко-теоретическому инструментоведению М. Сергеева. Сквозь прикладные вопросы «венской» и «английской» механики он затронул проблему «звучащего образа» фортепиано периода раннего романтизма, что оказалось одинаково познавательным и для исследователей, и для исполнителей шубертовской музыки.
Научную программу конференции украсили две исполнительские программы: сольный концерт пианистки из Латвии Дианы Зандберга, а также концерт-приветствие преподавателей и студентов Института музыки, театра и хореографии.
Ярким завершением этого культурного мероприятия стал круглый стол, посвященный проблемам интерпретации романтической музыки.
Информация Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена