С 21 по 29 марта в рамках Петербургского международного образовательного форума – 2022 на площадках Герценовского университета прошло много крупных мероприятий, посвященных развитию современных учителей и преподавателей ВУЗов. А также культурные события в виде двух спектаклей, поставленных студентами и сотрудниками нашего университета и собравших полные залы.
В рамках ПМОФ 21 и 22 марта проведена XI Всероссийская Герценовская педагогическая олимпиада молодых учителей «Профессиональные перспективы» в формате онлайн.
В этом году тема олимпиады — «Современный учитель. Миссия и профессиональные задачи», и посвящена она 225-летию РГПУ им. А. И. Герцена. С приветственным словом к участникам олимпиады обратился и. о. ректора РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Тарасов: «Сегодня мы рассматриваем свою миссию в терминах непрерывного педагогического образования и обращаем особое внимание на работу с молодыми педагогами. Именно поэтому мы проводим этот масштабный образовательный проект, в орбиту которого вовлечены лучшие преподаватели Герценовского университета, руководители и педагоги лучших школ Санкт-Петербурга, готовые делиться своими знаниями и опытом. Приветствую всех и желаю каждому из вас успешного участия в олимпиаде».
Сегодня в организации олимпиады участвуют многие структурные подразделения РГПУ им. А. И. Герцена, однако инициатором её проведения 11 лет назад стала кафедра педагогики, которая позднее была преобразована в институт педагогики. Директор института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Алла Тряпицына обратилась к участникам: «Я хочу надеяться, что эта олимпиада станет для каждого из вас событием, наполненным яркими эмоциями, новыми идеями, добрыми встречами с коллегами, событием, которое позволит каждому продемонстрировать свои лучшие профессиональные качества, по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, событием, которое откроет новые перспективы профессионального роста, событием, которое позволит увидеть новые пути педагогического непрерывного образования».
За организацию и координацию, отбор конкурсной программы олимпиады отвечает её руководитель, заведующая кафедрой дидактики Елена Пискунова. Она предложила участникам воспринимать олимпиаду как возможность непрерывного профессионального образования и развития, потому что любое событие олимпиады может дать идеи для решения проблем, с которыми учителя сталкиваются на практике, вывести их на новые горизонты профессионального мышления и развития.
Основную программу олимпиады по традиции открыл урок учителю «Гуманистическая культура учителя. Как учить и как жить?» о важных вопросах, занимающих умы сегодняшних учителей, который провёл директор гимназии № 166 Центрального района Санкт-Петербурга Игорь Карачевцев. Продолжила программу педагогическая мозаика, в программу которой вошли мастер-классы, призванные ответить на самые актуальные вопросы, волнующие современного учителя. Кроме того, молодые педагоги смогли подробнее узнать о работе проекта «Продлёнка с Герценовским университетом», поучаствовав в спортивных активностях в перерывах между мастер-классами. Образовательная программа первого дня завершилась виртуальным визитом в школу № 376 Московского района Санкт-Петербурга, которая входит в десятку лучших среди образовательных организаций Санкт-Петербурга.
Во второй день олимпиады состоялась конкурсная программа, координатором которой стала доцент кафедры дидактики Людмила Боровик. Молодые педагоги формулировали свое понимание миссии современного учителя, обсуждали возможности межпредметных учебных проектов, размышляли, как разговаривать с детьми на воспитательные темы, как проектировать современную образовательную среду.
Олимпиада второй год проводится в формате онлайн. В этом году в ней приняло участие 196 учителей из разных регионов России.
23 марта состоялся Круглый стол по вопросам поддержки функционирования классов психолого-педагогической направленности в формате онлайн, в котором приняло участие более 1400 человек.
С приветственным словом в адрес участников и зрителей круглого стола выступила начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования РГПУ им. А. И. Герцена Елена Спасская.
В рамках заявленной темы мероприятия в Павловском зале РГПУ им. А. И. Герцена выступили следующие спикеры: Елена Балакина, начальник отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию; Елена Спасская, начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования; Александр Низов, и. о. проректора по воспитательной деятельности и молодежной политике; Марина Обухова, директор ГБОУ СОШ № 47; Зинаида Воронова, директор ГБОУ школы № 181 и Мария Вагу, учитель истории ГБОУ школы № 181; Алла Кузнецова, директор ГБОУ СОШ № 552; Светлана Котова, директор института психологии, доцент кафедры психологии человека; Татьяна Гдалина, директор Центра по работе с талантливой молодежью и абитуриентами.
В круглом столе приняла участие Ирина Сарагашева, первый заместитель министра образования Республики Тыва, которая отметила важность поднимаемых вопросов и выразила готовность привлечь представителей Республики Тыва к обсуждению тем в рамках следующей встречи.
Участники затронули широкий спектр вопросов поддержки работы классов психолого-педагогической направленности: обсудили стратегии развития педагогического образования, ресурсы РГПУ им. А. И. Герцена в сопровождении классов психолого-педагогический направленности, рассмотрели и разобрали примеры перспектив деятельности образовательного учреждения как ресурсного центра в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций города по развитию ранней педагогической одаренности, познакомились с опытом работы классов психолого-педагогической направленности в Санкт-Петербурге, обратились к вопросам включения школьников в волонтерские проекты университета и средствам выявления и поддержки талантливой молодежи.
В конце мероприятия спикеры ответили на возникшие у участников вопросы. Круглый стол завершился подведением итогов и возможных перспектив сотрудничества.
23 марта состоялась дискуссионная площадка «Инновации в общем образовании» (опыт региональных инновационных площадок)» в рамках XII Петербургского международного образовательного форума.
Тема дискуссионной площадки привлекла внимание представителей региональных органов управления образованием, научных руководителей инновационных площадок, ученых, педагогов, интересующихся инновационной деятельностью, студентов и аспирантов. Мероприятие проходило на онлайн-площадке «Гостиная Штоля» института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
Дискуссионную площадку открыла председатель Совета по образовательной политике при Комитете по образованию г. Санкт-Петербурга, заведующая кафедрой дидактики РГПУ им. А.И. Герцена, директор центра научно-методического сопровождения педагогических работников Елена Пискунова. Елена Витальевна подчеркнула значимость развития научно-методического сопровождения педагогических работников, раскрыла основные задачи центра. Отметила актуальность темы обсуждения по вопросам активизации взаимодействия науки и практики в решении актуальных проблем общего образования.
Дискуссионную площадку модерировала доцент кафедры теории и истории педагогики Надежда Примчук. В начале работы дискуссионной площадки были представлены результаты пилотного опроса учителей трех школ Санкт-Петербурга, имеющих богатый опыт работы в статусе региональной инновационной площадки (РИП). Практически все респонденты отметили важность системности внедрения результатов РИП в образовательную практику и взаимосвязи результатов инновационной деятельности педагогических коллективов образовательных организаций и педагогических исследований.
Работу площадки продолжили выступления спикеров. Алексей Кравцов, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента РГПУ им. А. И. Герцена, эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию г. Санкт-Петербурга, обосновал идею о том, что инновационная деятельность станет механизмом развития образовательной системы любого уровня лишь в том случае, если она с одной стороны опирается на четко осознаваемые потребности педагогической практики, а с другой – основывается на серьезных научных исследованиях, предполагающих переосмысление целей и содержания этой практики с точки зрения ответа на актуальные социокультурные вызовы.
Анна Кочетова, доцент кафедры теории и истории педагогики РГПУ им. А. И. Герцена; заместитель директора по ОЭР ИМЦ Адмиралтейского района раскрыла богатейший опыт работы ИМЦ и отметила, что любой эксперимент должен опираться на достоверное научное знание, на конкретную теоретическую концепцию, на грамотную научную гипотезу; любой практический экспериментальный опыт должен быть отрефлексирован, осмыслен научно, с целью получения нового научного знания.
Нина Сосунова, доцент кафедры теории и истории педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, научный руководитель ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района обозначила возможности проектирования и реализации социокультурных практик в школе, подчеркнув, что возможности огромны и зависят, фактически, от творческого потенциала и потребности в инновационном развитии самой школы.
Ирина Липатова, директор ИМЦ Центрального района в своем выступлении заострила внимание, что построение инновационных структур требует социального взаимодействия университета и системы образования, которое осуществляется на разных уровнях: от стратегического до совместных исследовательских проектов и научного сопровождения инновационной деятельности.
Совместная работа участников площадки была организована на онлайн ресурсе Mentimeter, в ходе которой создали и обсудили облако тегов по двум вопросам: «Учитель, занимающийся инновационной деятельностью, какой он?» и «Нужно ли нам сообщество научных руководителей РИП, директоров школ, учителей-инноваторов?». Проведенное на онлайн-ресурсе голосование показало, что участники мероприятия видят ведущую значимость креативности для учителя-инноватора, потребность в создании сообщества практиков и ученых для решения ключевых проблем системы образования в инновационной деятельности и содействия диссеминации ее результатов.
Дискуссионная площадка была подготовлена и проведена институтом педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Интерактивные формы работы с участниками выявили их неравнодушное отношение и серьезный настрой к обсуждению и поиску решения затронутых вопросов.
23 марта состоялась панельная дискуссия «Воспитание сегодня: проблемы и перспективы» в рамках XII Петербургского международного образовательного форума.
Тема панельной дискуссии привлекла внимание руководителей образовательных организаций, ученых, педагогов, классных руководителей, студентов и магистрантов, интересующихся проблемами воспитания школьников. Мероприятие проходило на онлайн-площадке «Гостиная Штоля» института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
Панельную дискуссию открыла заместитель директора института педагогики по воспитательной работе РГПУ им. А. И. Герцена, директор основной образовательной программы подготовки бакалавра «Дополнительное образование (Воспитательная работа)» Наталья Смирнова. Наталья Викторовна отметила актуальность и значимость проблем воспитания для современной системы образования, обозначила основные направления обсуждения.
Панельную дискуссию модерировал доцент кафедры теории и истории педагогики Борис Авво, который в начале дискуссии сделал акцент на важности воспитательной деятельности в образовательных организациях.
В ходе дискуссии обсуждались вопросы изменения содержания воспитательной работы в школе, отбора содержания воспитательной работы, связи практики воспитательной работы и науки, формализма в воспитании, чрезмерного количества мероприятий по воспитанию обучающихся, взаимосвязи различных направлений воспитания в практике школ, результативности воспитательной работы в школе и сами результаты воспитания конкретного школьника. И, конечно, не остались в стороне вопросы цифровизации образования и, в частности, воспитания: «Цифровое воспитание» (воспитание в сети): как сегодня сочетаются онлайн и оффлайн воспитание?
Спикерами панельной дискуссии выступили преподаватели кафедры теории и истории педагогики РГПУ им. А. И. Герцена: профессор Нелли Седова, доценты Светлана Суворова и Тамара Менг, а также педагог-организатор Городского Дворца творчества юных, магистрант магистерской программы института педагогики «Инновации в высшем образовании Артем Латыш и руководитель образовательного пространства «Квазар» (частной школы) Анна Беляева.
Все спикеры представили свои взгляды и суждения по обсуждаемым вопросам, как с точки зрения педагогической науки, так и с позиции воспитательной практики. Особый акцент сделали на сложности организации воспитательного процесса и недостаточной изученности результатов воспитания. Обозначили основные положения, тенденции и направления исследований по вопросам воспитания: развитие духовно-нравственных качеств школьников, взаимодействие школы и семьи, формирование и развитие детского коллектива, формирование российской идентичности, направленности социальной активности детей и молодежи, обеспечение информационной безопасности и формирование грамотности работы с информацией.
Дискуссионная площадка была подготовлена и проведена институтом педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.
Актуальная на сегодняшний день панельная дискуссия «Массовая культура современной молодежи» так же состоялась 23 марта в режиме видеоконференции, в которой приняли участие более 40 человек.
Работа дискуссионной площадки была посвящена обсуждению влияния широкого спектра явлений массовой культуры на идентификационные стратегии современной молодежи, их ценностные и когнитивные установки, а также анализу воздействия массовой и популярной культуры на образовательный процесс.
Основное внимание участники дискуссии уделили проблемам геймификации образовательного процесса (Н. Э. Лапшина, ассистент кафедры английского языка для профессиональной коммуникации института иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена, «Genshin Impact: культурные и мифологические отсылки в игре и причины её популярности»), интерактивным технологиям в обучении, в том числе в условиях дистанционного обучения (К. И. Булкина, заместитель директора института экономики и управления, старший преподаватель кафедры управления образованием и кадрового менеджмента РГПУ им. А. И. Герцена, «INTERактивные технологии в обучении: дайджест идей»), влиянию гэджетов на психологическое здоровье обучающихся и их взаимосвязь с качеством образовательного процесса (Ю. Л. Проект, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности РГПУ им. А. И. Герцена, «Студент со смартфоном в учебной аудитории: вызов для современного преподавателя»).
Отдельно были рассмотрены вопросы юридической грамотности современной молодежи (Е. Н. Доброхотова, доцент кафедры гражданского права юридического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, «Юридическое образование – воздействие на правовую культуру молодежи») и развития служб медиации в образовательных учреждениях (Е. Ю. Калинина, доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования РГПУ им. А. И. Герцена, «Школьная медиация в контексте формирования восстановительной культуры: опыт, перспективы, проблемы»).
Широкий спектр обсуждаемых вопросов позволил прийти к обобщениям о роли массмедиа в современном образовании и его особенностях в контексте культуры поколения I, что было отражено в докладах Е. Н. Тараконовой, доцента кафедры гуманитарного образования и педагогических технологий РГПУ им. А. И. Герцена («Тренды современных массмедиа и молодежные тенденции») и Е. В. Юрковой, доцента кафедры психологии социального взаимодействия РГПУ им. А. И. Герцена («Какую культуру выбирает поколение I»).
Работа дискуссионной площадки продемонстрировала заинтересованность студентов, аспирантов и профессионалов отрасли в изучении механизмов влияния явлений массовой культуры на процессы обновления образовательных технологий и их учета в психолого-педагогической деятельности.
В рамках «Дней науки и практики в Герценовском университете» 24 марта были проведены предметные гостиные, включавшие в себя несколько дискуссионных площадок.
Факультет безопасности жизнедеятельности — предметная гостиная «Учим безопасности: проекты и реальность». Участники особое внимание сконцентрировали на определении роли и места предметной области «Безопасность жизнедеятельности» в системе общего образования и современном состоянии преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» и «Безопасности жизнедеятельности» в школе и вузе и особенностях подготовки бакалавров и магистров образования в данной области.
Институт информационных технологий и технологического образования — предметная гостиная «Цифровые технологии в образовании».
Институт физики — предметная гостиная «С переднего края науки: достижения физики — школьникам». Выступающие обозначили диапазон фундаментальных и прикладных исследований современной физики и методики ее преподавания в средней школе.
Институт художественного образования — предметная гостиная «На языке искусства: изобразительное искусство, его место в современном школьном образовании и задачи подготовки педагогов-художников». Участники обсудили вопросы интеграции общего и дополнительного художественного образования, композиции как основополагающего элемента эстетического воспитания детей.
Сотрудники института русского языка как иностранного (РКИ) провели две предметные гостиные. В рамках методического проекта по детской литературе для иностранных учащихся «Современное сказочное творчество русских писателей» участники обсудили, как можно использовать тексты сказки в иностранной аудитории. На встрече «Побывать в гостях у русских по-новому» (из методики преподавания русского языка как иностранного) участники рассказали о разработанных интерактивных уроках-встречах, на которых студенты сначала знакомятся с русскими традициями гостеприимства, затем посещают русский день рождения, едут на русскую дачу и организовывают деловые переговоры в России.
Институт экономики и управления — предметная гостиная «Современные тенденции подготовки бакалавра экономического образования». В работе гостиной приняли студенты и магистранты института экономики и управления, Волховского филиала РГПУ им. А. И. Герцена, педагоги образовательных организаций. Прозвучало 10 выступлений, в которых были приведены оценки существующего запроса на экономическое образование, выявлены современные тенденции подготовки будущих учителей экономики. представлены современные приемы и технологии подготовки преподавателя экономики и обществознания.
Так же был проведен Методический фестиваль «Метапредметность и надпредметность в содержании общего образования», который состоял из двух основных частей: методической выставки и методического семинара.
На методической выставке преподаватели университета могли представить свои методические разработки, познакомить всех желающих с методическими материалами и идеями, размещенными на сайте университета. Всего было представлено 30 методических разработок разного уровня. В выставке приняли участие 16 учебно-научных подразделений университета: факультет биологии, факультет географии, факультет химии, факультет математики, факультет безопасности жизнедеятельности, филологический факультет, институт физики, институт русского языка как иностранного, институт истории и социальных наук, институт информационных технологий и технологического образования, институт художественного образования, институт детства, институт народов Севера, институт иностранных языков, институт музыки, театра и хореографии, кафедра Юнеско.
На заключительном семинаре были подведены итоги и проанализированы выставленные работы с точки зрения соответствия заявленной теме фестиваля. С установочным докладом «Что такое метапредметность и надпредметность» выступила доцент кафедры методики обучения биологии и экологии Наталья Малиновская. Обобщающие обзоры и анализ выставленных работ провели доцент кафедры образовательных технологий в филологии Наталья Бочарова — по предметам гуманитарного цикла, профессор кафедры химического и экологического образования Юлия Гавронская — по предметам естественнонаучного цикла и математике, профессор кафедры методики обучения биологии и экологии Ирина Азизова — по предметам технологического цикла, экономике и безопасности жизнедеятельности. Сообщения вызвали живой интерес присутствующих. Спикером фестиваля выступила член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой методики обучения физике Людмила Ларченкова.
Участники фестиваля отметили высокую эффективность методического фестиваля и высказали пожелание проведения такого фестиваля в следующем году.
Так же в этот день в Колонном зале РГПУ им. А. И. Герцена состоялся показ танцевального спектакля «Проплывая над городом» в рамках проекта «Великолепный Петербург» в программе Петербургского международного образовательного форума-2022.
Танцевальный спектакль «Проплывая над городом» создан и исполнен студентами кафедры хореографического искусства института музыки театра и хореографии Герценовского университета под руководством педагогов по дисциплине «искусство балетмейстера» и заведующей кафедрой хореографического искусства Людмилой Касимановой.
27 марта в актовом зале института философии человека в рамках ПМОФ-2022 состоялся музыкальный спектакль «Стать новой Жанной д’Арк…», поставленный по мотивам произведений советского драматурга А. Гладкова: героико-романтической комедии «Давным-давно» и дневниковым записям «Встречи с Пастернаком».
Спектакль был подготовлен «Театральной мастерской Елены Слуцкой», участниками которой являются студенты, обучающиеся по направлению «Театральное образование» и «Музейно-театральная педагогика», а также выпускники направления «Театральное образование», ныне — студенты магистратуры. Ребятам были поставлены непростые задачи: непосредственный, живой текст пьесы, который великий Пастернак сопоставил с ящиком со старыми детскими игрушками, найденным на чердаке, написан в стихотворной форме, в природе которой необходимо было органично существовать на сценической площадке; а также исполнение музыкальных номеров, написанных выдающимся композитором советского периода Т. Н. Хренниковым, требовали особой музыкальной выразительности в единстве с танцевально-пластическим движением. Две женские арии — «Колыбельная Светланы» и «Песня Жермон», обладающие широким певческим диапазоном, входят в вокальный учебный репертуар студентов консерватории. При этом, исполнительницы Карина Кацура и Анастасия Смирнова прекрасно справились с непростой задачей. Студенты-актеры не испугались сложностей и показали блестящую работу, оцененную зрителями бурными овациями.
Постановщик спектакля и организатор мероприятия — доцент кафедры теории и истории культуры Елена Слуцкая.
В организованной институтом дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена Всероссийской научно-практической конференции «Специальное образование сегодня и завтра: ресурсы и перспективы развития», прошедшей с 23 по 31 марта, приняли участие и. о. ректора РГПУ им. А. И. Герцена С. В. Тарасов и директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Л. П. Фальковская.
Главной целью пленарного и пяти секционных заседаний стал анализ достижений и перспективы развития отечественной дефектологической науки и создание единого концептуального пространства для укрепления профессиональных контактов ученых-дефектологов и практиков, работающих с лицами с ОВЗ в различных регионах России и за рубежом.
В ходе научно-практической конференции, посвященной 225-летию РГПУ им. А. И. Герцена, удалось обсудить вопросы доступности и качества образования детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а представленные участниками инновационные проекты рекомендованы для дальнейшего развития и совершенствования системы специальной коррекционной педагогики и подготовки профессиональных кадров.
В рамках XII Петербургского международного образовательного форума 28 марта в Голубом зале РГПУ им. А. И. Герцена прошёл очный этап всероссийского конкурса «Вектор качества образования», организованного по инициативе российского общественно-профессионального объединения «Содружества школ – лабораторий инноваций». В этом году конкурс проводился в третий раз. В качестве ведущей мероприятия выступила профессор кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А. И. Герцена Ирина Кондракова. Она рассказала, что в первом заочном этапе конкурса приняло участие 128 школ из 34 регионов России и одна образовательная организация из Республики Ирландия. Более 130 экспертов оценивали материалы, статьи и видеоролики, подготовленные командами. Ирина Эдуардовна подчеркнула, что любой конкурс следует рассматривать как возможность повышения квалификации, ведь участники учатся новому и при подготовке к конкурсу, и при просмотре других выступлений.
С приветствием к участникам очного этапа конкурса обратилась председатель жюри, директор института педагогики СПбГУ Елена Казакова: «Я надеюсь, что каждый из вас отчётливо понимает, что вы все уже победители».
В состав жюри вошли генеральный директор ООО «Эффектико-групп» Игорь Ткачев, директор ИМЦ Василеостровского района Санкт-Петербурга Александра Гехтман, проректор по научной работе СПб АППО Ирина Гришина, начальник отдела развития образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Светлана Андреевская, директор центра межрегионального и международного сотрудничества Мария Рохманийко, председатель организации «Санкт-Петербургский городской родительский комитет» Михаил Богданов, доцент института экономики и управления РГПУ им. А. И. Герцена Татьяна Эмануэль и директор межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена Анна Обласова.
В очном этапе всероссийского конкурса «Вектор качества образования» приняло участие 9 команд-финалистов: лицея № 11 им. В. В. Рассохина г. Армавира Краснодарского края, академической гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга, лицея № 344 г. Санкт-Петербурга, гимназии № 2 г. Тосно, лицея № 2 г. Балаково Саратовской области, «Газпром школы Санкт-Петербург», «Школы будущего» п. Большое Исаково Калининградской области, гимназии № 90 г. Казани и гимназии № 1 г. Армавир.
Выступления команд прошли в тёплой дружеской атмосфере. После видеоприветствия каждая из них рассказала подробнее о своих учебных заведениях и провела практические мастер-классы для коллег-педагогов. Более 1000 человек присоединились к видеотрансляции онлайн.
29 марта в Мариинском зале чествовали лауреатов и победителей конкурса. Их приветствовали и. о. ректора университета Сергей Тарасов, начальник отдела развития образования комитета по образованию Санкт-Петербурга Светлана Андреевская и главный редактор журнала «Управление качеством образования» Игорь Ткачев.
Победителями конкурса признаны Санкт-Петербургская академическая гимназия N 56, «Газпром школа Санкт-Петербург» и «Школа будущего» из поселка Большое Исаково Калининградской области.
Подводя итоги форума и проведенных в его рамках мероприятий, стоит отметить высокий уровень организации площадок и заинтересованость коллег из других образовательных учреждений разных регионов РФ и стран-партнёров.
В общей сложности в мероприятиях, организованных в Герценовском университете, приняло участие порядка 1500 участников и специалистов в области образования как в дистанционном, так в очном формате.
Информация предоставлена учебным управлением РГПУ им. А. И. Герцена