Дискуссионная площадка была подготовлена и проведена Институтом педагогики.
Тема дискуссионной площадки привлекла более 70 участников, среди которых представители вузов России, более 30 образовательных организаций общего образования Санкт-Петербурга: директора, учителя, методисты; руководители информационно-методических центров, магистранты, аспиранты.
В ходе дискуссионной площадки рассматривались особо актуальные вопросы о востребованных учениками, их родителями, самими педагогами изменениях в профессиональной деятельности учителя.
Дискуссионную площадку открыли академик РАО, директор НИИ педагогических проблем образования Алла Прокофьевна Тряпицына и член-корреспондент РАО, директор Института педагогики Светлана Анатольевна Писарева.
В своем выступлении Светлана Анатольевна подчеркнула, что потребность в изменениях обусловлена новыми вызовами времени, такими как необходимость содействия самоопределению личности ученика, развитие самостоятельности учащихся в достижении своих жизненных целей. Была особо отмечена значимость обсуждения проблем современной школы в контексте коллективных исследований.
Содержание дискуссии определялось в том числе и результатами деятельности школ-лабораторий Герценовского университета в рамках коллективного исследования по теме «Содействие самоопределению личности средствами школьного образования в быстро меняющемся мире».
В преддверии Форума было проведено анкетирование более 120 педагогов образовательных организаций разного типа по ключевым вопросам будущей дискуссии.
Дискуссионную площадку модерировала Анна Игоревна Синицына, доцент кафедры теории и истории педагогики. В своем выступлении Анна Игоревна обозначила, что сегодня учитель осознает значимость выстраивания взаимодействия с учащимися с учетом потребностей современных школьников, их направленности и интересов, но они чрезвычайно многоплановы, динамичны, что требует поиска пути для их оперативного и конструктивного учета в построении образовательного процесса. В конце выступления аудитории было предложено включиться в дискуссию по вопросу содействия самоопределению ученика через реализацию идеи возрастосообразной школы.
Участники дискуссии активно включились в обсуждение. Учитель школы №306 г. Санкт-Петербурга Евгения Игоревна Пущина поделилась опытом организации возрастосообразного взаимодействия в рамках интеллектуальных игр. Продолжила обсуждение Наталья Семеновна Подходова, профессор кафедры методики обучения математике и информатике, обратив внимание участников на то, что все же для многих учителей приоритетными остаются обучающие предметные цели. Аудитория обратилась к дискуссии о том, какие педагогические задачи являются основой профессиональной деятельности учителя и как они реализуются на практике.
Учитель школы №45 г. Санкт-Петербурга Даниил Климентьевич Бондаренко акцентировал внимание аудитории на значимости решения педагогической задачи по формированию у школьников ценностных ориентаций, что подтвердило результаты проведённого организаторами дискуссионной площадки анкетирования.
Проблематику подготовки педагогического коллектива школы к инновационной деятельности раскрыла в выступлении Виктория Германовна Денисова, заместитель директора по инновационному направлению школы №503 Кировского района. Виктория Германовна инициировала обсуждение такой формы, как внутришкольное обучение учителей.
Надежда Викторовна Примчук, доцент кафедры теории и истории педагогики, продолжила дискуссию в контексте опыта организации взаимодействия Школ-лабораторий в рамках постоянно действующих научных семинаров на базе Института педагогики.
О новом формате повышения квалификации ― сайте методической поддержки и корпоративного обучения педагогов, реализуемом на базе лицея информационно-коммуникативных технологий №590 ― рассказала Елена Николаевна Елизарова, заместитель директора по инновационной деятельности.
Живой отклик вызвали мнения по проблеме изменения современного образовательного процесса в школе, высказанные директором лицея №590 Алексеем Михайловичем Каменским, профессором кафедры теории и истории педагогики, руководителем инновационной деятельности коллектива гимназии №227 Нелли Владимировной Седовой и Анаит Артемевной Тотолян, учителем французского языка школы №29.
Работа дискуссионной площадки показала, что поставленные вопросы значимы для современной педагогической общественности: заинтересованное, неравнодушное отношение коллег к затронутым вопросам об изменениях образовательной реальности подтверждает актуальность, востребованность обсуждаемой темы.
Информация предоставлена Институтом педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
Фото: Педагогические вести