25-26 февраля состоялась XXV Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех» на тему «Язык и профессия: взгляд молодых». Первый день конференции проходил в дистанционном, а второй – в смешанном формате.
Впервые в число организаторов конференции вошел Герценовский университет.
Участниками конференции стали более 140 школьников Москвы, Санкт-Петербурга, регионов Российской Федерации (Казань, Ярославль, Курск, Тамбов, Брянск, Пермский край, Нижегородская обл., Удмуртия), а также стран СНГ и Балтии. Зарубежные гости были в этом году из Казахстана (Нур-Султан, Павлодар, Алматы, Талдыкорган, Актобе), Латвии (Рига), Белоруссии (Минск, Витебск, Снов, Несвиж, Копыль). Школьники представили более 100 докладов на одиннадцати секциях. На студенческих секциях выступили 42 докладчика: 17 – из МПГУ (Институт филологии, Институт биологии и химии, Географический факультет, Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования), 16 – из РГПУ им. А.И. Герцена (Институт русского языка как иностранного, филологический факультет, Институт истории и социальных наук). Другие вузы и колледжи, направившие участников на конференцию: Высшая школа экономики, РУДН, Лодзинский Университет (Польша), Люблинский Католический Университет Иоанна Павла II (Польша), Российская открытая академия транспорта Российский университет транспорта (МИИТ), Волгоградский социально-педагогический университет, Волгоградский социально-педагогический колледж, Московский издательско-полиграфический колледж им. И. Федорова. На студенческих секциях было представлено 35 докладов. Все участники конференции, как школьники, так и студенты (независимо от профиля обучения), интересуются проблемами развития русского и других языков, пробуют свои силы в лингвистических исследованиях.
Среди членов жюри и гостей конференции были ученые ведущих вузов страны – МПГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО МИД РФ, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН, МГОУ, Института стратегии развития образования РАО, Русской христианской гуманитарной академии (СПб), Карлова университета (Чехия), Тюменской обл. гос. института развития регионального образования, Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, а также педагоги московских школ.
Из РГПУ им. А.И. Герцена экспертами докладов стали: Коротышев А.В., к.пед.н., директор Института РКИ, Костицина Р.В., ст. преп. каф. РКИ и методики его преподавания Института РКИ, Дунев А.И., к.филол.н., доц. каф. русского языка, Степихов А.А., к. филол. наук, ст. науч. сотр. Института прикладной русистики, Друговейко-Должанская С.В., ст. науч. сотр. Института прикладной русистики.
25 февраля конференцию открыли приветственные выступления ректора МПГУ Алексея Лубкова и ректора РГПУ им. А.И. Герцена Сергея Богданова (https://www.youtube.com/watch?v=ArQ1M71SqjQ&feature=youtu.be)
Председатель оргкомитета конференции, зав. лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, главный научный сотрудник РГПУ им. А.И. Герцена Ольга Дроздова представила ведущих круглых столов. На юбилейной конференции было проведено три круглых стола. Первый был посвящен теме «Русский язык современной литературы», ведущий – Андрей Геласимов, известный писатель, педагог. Второй круглый стол проводил Дмитрий Чердаков, старший научный сотрудник Института прикладной русистики РГПУ им. А.И. Герцена. Предметом обсуждения стал вопрос «Словари русского языка в цифровую эпоху: какими они должны быть?» Ведущим третьего круглого стола стал Андрей Дроздов, технический руководитель отдела искусственного интеллекта компании ImpacTech (Лимассол, Кипр), который в 2003-2006 гг., будучи учащимся гимназии №1541 г. Москвы, участвовал в конференции «Языкознание для всех». Тема его выступления и дискуссии со студентами и школьниками – «Взгляд технологических компаний на успешную карьеру лингвиста».
Дистанционный формат позволил собрать большое количество участников: на первом круглом столе было 90 человек, на двух других – по 50.
26 февраля в школу №1561 приехали члены жюри, которые участвовали в конференции в очном формате, что помогло почувствовать атмосферу живого общения. В виртуальном общем зале собрались все докладчики-школьники, их учителя, гости конференции. Школьники и часть членов жюри выходили на связь дистанционно. Состоялась работа одиннадцати секций, на которых учащиеся выступали с докладами на актуальные лингвистические темы. 37 докладов были отмечены дипломами I, II, III степеней. Среди призеров – учащиеся из Санкт-Петербурга, Москвы, Московской области, Ярославля, Тамбова, Казани, Нижегородской области, Пермского края, а также ближнего зарубежья – Белоруссии (Копыль, Снов), Казахстана (Нур-Султан, Павлодар, Алматы, Талдыкорган).