Одной из площадок готовящегося к открытию межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций станет институт художественного образования. Директор института Ольга Сапанжа рассказала о том, какие возможности предоставит технопарк учащимся и почему современному преподавателю изобразительного искусства важно владеть цифровыми технологиями.
— «Художественное образование» и «технопарк» — как сочетаются эти два понятия? Каковы их точки соприкосновения?
— Ядро технопарка направлено, прежде всего, на формирование универсальных компетенций, и его «спутники», которые расположены в институтах, также формируют универсальные компетенции, но путём выполнения конкретных работ и проведения мероприятий, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Главное направление нашего раздела технопарка — арт-дизайн, то есть, тот дизайн, который граничит с искусством. Все цифровые технологии у нас на вооружении. Это фототехника, компьютеры, графический планшет — все они необходимы для формирования профессиональных компетенций педагога-художника. Отмечу очень важную вещь: если мы посмотрим в федеральный стандарт по предмету «Изобразительное искусство», мы увидим, что ученик общеобразовательной школы в рамках предмета должен освоить целый ряд цифровых технологий, таких как анимация, элементы мультипликации, элементы дизайна. Технопарк позволит нам в полной мере реализовать эти задачи. С другой стороны, это работает и на универсальные компетенции педагогов.
— Как институт художественного образования подключится к проекту технопарка?
— Мы надеемся, что технопарк сможет стать цифровой площадкой развития творчества для студентов других структурных подразделений. Это тоже одна из его важных задач. С одной стороны, это работа со своей студенческой аудиторией, с другой — работа с городом, со школами, с учащимися педагогических классов. Сейчас реализуется концепция индивидуальных педпроектов педагогических классов, которые выполняются под кураторством студентов. Герценовский университет курирует три школы, которые входят в эту программу, площадкой для их взаимодействия станет и технопарк. Технопарк будет открыт и для студентов других факультетов, которые хотели бы освоить цифровое искусство.
— Какая деятельность предусмотрена в технопарке?
— Ещё раз отмечу, что в задачи технопарков входит формирование компетенций. Это не просто компьютерный класс, а именно уникальное пространство, направленное на формирование педагога. Мы планируем проводить дни открытых дверей, занятия и мастер-классы для всех школьников Петербурга и, прежде всего, для учеников педагогических классов, а также выполнять с ними проекты. Это очень важно для формирования будущего учителя. Ну а третье направление — встраивание этой площадки в структуру Герценовского университета, что позволит осуществлять необходимую интеграцию институтов. Студенты должны выбирать и научные, и творческие объединения в других институтах, чтобы улучшить свои компетенции. Мы живём в концепции непрерывного образования, мы не получаем образование раз и навсегда, поэтому студент любой специальности всегда может захотеть обратиться к художественному творчеству.
— Какие перспективы технопарк открывает для студентов, преподавателей и абитуриентов?
— Для студентов это возможность расширения профессиональных навыков. Ещё двадцать лет назад мы учили студентов только рисовать и преподавать рисунок. Сегодня это уже невозможно, поскольку сегодня к педагогу иные требования. Кроме того, мы планируем разработать на базе технопарка программу повышения квалификации. Это возможность для студентов старших курсов других факультетов получить дополнительную специализацию, связанную с творческой работой с помощью цифровой техники. Также это хорошая возможность для педагогов школ. Многие педагоги получили образование в тот период, когда был совсем другой федеральный стандарт, и технопарк предоставит им необходимые ресурсы для повышения квалификации.
По материалам газеты «Педагогические вести»