Семинар вела академик РАО, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Алла Прокофьевна Тряпицына. «Одной из важнейших проблем современного образования является проблема взаимодействия науки и практики. Ее можно рассматривать как фундаментальную научную проблему. Реализация этой взаимосвязи всегда осуществляется непосредственно учителями, преподавателями вуза, руководителями органов управления образования. Поэтому наш первый семинар мы решили посвятить взаимосвязи науки и практики в контексте опытной экспериментальной работы школ, базовых площадок РАО», ― сказала Алла Прокофьевна.
Вице-президент РАО, академик РАО, и.о. первого проректора Герценовского университета Владимир Валентинович Лаптев представил доклад «Региональный научный центр РАО как координационный центр исследований и инновационных разработок в сфере образования». «В последнее время произошли события, которые существенно изменили структуру и деятельность РАО. На сегодняшний день Академия лишилась своих региональных отделений. В связи с этим было принято решение о создании регионального научного центра в каждом федеральном округе на базе федерального университета. Исключениями стали два федеральных округа ― Сибирский и Северо-Западный, ― имеющие региональные центры на базе не федеральных, а других университетов. В связи с тем, что главные педагогические кадры в Северо-Западном федеральном округе сосредоточены в Герценовском университете, именно РГПУ им. А.И. Герцена стал базой для создания регионального научного центра. Всего в России создано 23 научных центра, 8 из которых являются региональными», ― добавил Владимир Валентинович. И.о. первого проректора рассказал о возможностях и задачах научных центров, главной из которых является координация научных исследований, выполняемых в регионе.
С приветственным словом к участникам семинара обратился и.о. ректора Герценовского университета, академик-секретарь отделения российской словесности РАО, член-корреспондент РАО Сергей Игоревич Богданов. «В апреле 2017 года было принято решение о создании отделения российской словесности РАО. Важнейшей задачей отделения является укрепление единства многонационального народа РФ путем создания единого языкового образовательного пространства, а также создание условий для гражданской самоидентификации жителей нашей страны. Надеюсь, граждане РФ заговорят на одном языке, и мы сможем сказать, что они являются гражданами «одних уст»», ― отметил Сергей Игоревич и подробнее рассказал о других задачах отделения российской словесности РАО, затронув деятельность РГПУ им. А.И. Герцена в области их решения.
Академик РАО, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Ирина Александровна Баева выступила с докладом «Экспериментальная площадка РАО ― возможность реализации теоретической концепции». Ирина Александровна рассказала о масштабе проекта экспериментальных площадок, его организационной схеме, основных результатах. «Всего в проекте участвовало 1114 старшеклассников, 395 младших школьников, 459 преподавателей из 25 образовательных организаций. В качестве основных результатов образовательные организации получили показатели состояния психологической безопасности образовательной среды организации для разработки программ сопровождения безопасности образовательной среды и ее субъектов», ― отметила Ирина Александровна.
Член-корреспондент РАО, профессор Олег Ермолаевич Лебедев представил доклад «Инновационная деятельность современной частной школы». «Создание сети научных центров ― это шанс повысить роль РАО в системе образования за счет развития взаимодействия науки и практики, которое дает возможность улавливать тенденции, определять приоритетные исследовательские задачи. Деятельность центров приведет к изменениям в самом планировании деятельности РАО», ― отметил Олег Ермолаевич.
С докладом «Исследование школ русского зарубежья как источник современных образовательных инноваций» выступил академик РАО, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, Александр Аркадьевич Корольков. В своем докладе он обратился к анализу опыта школ русского зарубежья, отметив, что отечественное образование всегда было гуманитарно насыщенным и литературно ориентированным. В современной России опыт этих школ, по мнению Александра Аркадьевича, чрезвычайно интересен, и необходимо продумать освоение этого опыта студентами магистратуры.
В семинаре приняли участие академик РАО, профессор Н.В. Бордовская, академик РАО, профессор Г.А. Бордовский, член-корр. РАО, профессор Ю.А. Комарова, член-корр. РАО, профессор Л.А. Ларченкова, член-корр. РАО, профессор Л.А. Цветкова, профессора, доценты, ассистенты и аспиранты Герценовского университета. В формате он-лайн трансляции в семинаре приняли участие коллеги из Института управления РАО (филиал в Санкт-Петербурге), а также из Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича.
Участниками семинара было принято решение продолжить научные семинары по данной проблематике, сделать их постоянно действующими и отразить материалы выступлений участников семинара в научном издании.
Семинар организован Северо-западным региональным научным центром РАО под руководством и.о. директора центра, член-корр. РАО, профессора С.А. Писаревой и секретаря центра доцента И.В. Гладкой.
Текст и фото: Педагогические вести