|
Текст и фото: Педагогические вести |
В Гербовом зале состоялось пленарное заседание конференции и форума молодых ученых. С приветствием к участникам обратился ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Игоревич Богданов. Он подчеркнул, что институт детства — это приоритетное учебное подразделение Герценовского университета и поздравил его сотрудников с юбилеем: «Высокая планка задана, и я уверен, что вы сможете не только ей соответствовать, но и поднять ее. Я желаю успехов в вашей работе. Все проекты, связанные с детством — приоритетные для нашего вуза. Это наша специфика и попытка сохранить свое имя и самосознание в условиях меняющегося мира».
К приветственным словам и поздравлениям присоединился первый проректор РГПУ им. А.И. Герцена Владимир Валентинович Лаптев. «Результат образовательной деятельности в детстве определяется двумя компонентами ― это отношение в семье к ребенку, к тем задачам, которые перед ним нужно поставить и которые он должен решить, и второй компонент — это влияние образовательной структуры учреждения образования. Это есть основа для успеха в будущем. В нашем институте эта основа была заложена очень давно, и мы никогда от этого не отходили. Сегодня у нас есть все основания, чтобы не останавливаться на этой основе, а делать новые шаги, чтобы наши дети росли такими, какими мы хотим». — сказал Владимир Валентинович.
Проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена Лариса Александровна Цветкова отметила: «Сегодня ― эпохальное событие. У нас есть все основания опираться на столетний фундамент и многочисленные достижения, связанные с научными исследованиями, с накоплением опыта». Поздравила институт детства со столетием и профессор Софийского университета им. К. Охридского, президент Ассоциации профессоров славянских стран (София, Болгария) Э. Рангелова.
С докладами в рамках пленарного заседания выступили директор института детства Александра Гививна Гогоберидзе, проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена Виталий Зорахович Кантор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов, профессор кафедры психологии развития и образования института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, академик РАО Ирина Александровна Баева, заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения института образования НИУ ВШЭ, академик РАО Артур Александрович Реан, врио ректора Московского государственного психолого-педагогического университета Аркадий Аронович Марголис.
Для студентов в Голубом зале Герценовского университета велась видеотрансляция пленарного заседания.
Кроме того, для молодых исследователей были проведены открытые публичные лекции.
В зимнем саду Фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена Стелла Наумовна Цейтлин представила размышления на тему «Почему маленькие дети знают самые трудные правила русского языка?» «Родной язык мы не понимаем, а чувствуем. Не до конца ясен тот механизм, с помощью которого ребенок сам извлекает правила из того речевого материала, который ему доступен. Но определенный прогресс в этом направлении наблюдается, поскольку на помощь онтолингвистике приходит в настоящее время когнитивная психология», ― отметила Стелла Наумовна.
В Мариинском зале доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Ольга Владимировна Акулова представила историю развития педагогического института дошкольного образования. Ольга Владимировна подчеркнула: «Основное направление деятельности педагогического института дошкольного образования ― систематическая подготовка деятелей дошкольного образования путем слушания теоретических лекций и практики в лабораториях и учебно-воспитательных учреждениях».
Заведующая кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Елена Ивановна Изотова в своем выступлении озвучила тренды детского развития в XXI веке:
- Интеллектуализация эмоциональной сферы ребенка;
- Трансформация эстетических эталонов и их эмоциональной оценки как основы социальных переживаний личности;
- Индивидуализация траекторий коммуникативного развития;
- Показное потребление как феномен коммуникации со сверстниками;
- Индивидуализация развития эмоциональной сферы в среднем дошкольном возрасте (4-4,5 лет);
- Социализация в субкультурном и информационном пространствах, появление новых институтов социализации;
- Изменение в культурном содержании пищевого поведения детей.
В Белом зале профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И. Герцена Елена Ивановна Николаева прочитала лекцию «Новые направления в эпигенетике детства». Работа конференции и форума продолжилась свободным профессиональным общением по темам, обозначенным в плане мероприятий, круглыми столами и докладами-презентациями участников.
В завершение мероприятий второго дня конференции директор музея РГПУ им. А.И. Герцена Екатерина Матвеевна Колосова провела для гостей экскурсию по территории и главному корпусу.