|
Текст и фото: Педагогические вести |
«Педагогическая мозаика» — серия мастер-классов, подготовленная преподавателями Герценовского университета, — объединила студентов и педагогов разных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и России и органично вписалась в насыщенную программу Дня науки и практики в Герценовском педагогическом университете, состоявшемся в рамках Петербургского международного образовательного форума. Она охватила ряд важных педагогических практик.
Так, во время мастер-класса «Дебаты как эффективная образовательная технология» педагоги узнали, как грамотно использовать все развивающие и воспитательные возможности этой непростой технологии. «Помимо игровой составляющей, когда две команды обсуждают определенную тему, в дебатах заложен потенциал развития навыков конструктивной коммуникации. Умение выступать на публике, аргументировать свое мнение, отстаивать свою позицию потребуется каждому школьнику. Совместная подготовка к дебатам за сторону в игре позволит создать конкурентную среду и наладить командное взаимодействие», ― пояснил ведущий площадки Евгений Александрович Пашковский, старший преподаватель кафедры политологии. В рамках мастер-класса были представлены основные форматы дебатов, базовые упражнения для публичных выступлений, тренинги по развитию умений командной работы и использованию элементов игротехники.
Участникам мастер-класса «Театральные технологии в образовании», который провела доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И. Герцена Ирина Дмитриевна Пелих, были предложены практики «настройки» речевого аппарата (дыхание, артикуляция, дикция, диапазон голоса, резонаторы и т.п.), знания основных законов искусства словесного действия и общения; также были отмечены общие ошибки и недостатки голосоведения и речи в профессиональной деятельности.
|
|
Преподаватель кафедры методики обучения истории и обществознанию Михаил Анатольевич Глазунов на своем мастер-классе «Мобильные устройства на уроке: «Убрать Нельзя Использовать» рассказал о том, как использовать современные гаджеты в учебном процессе и какие ИКТ-компетенции необходимы современному учителю. Участники познакомились с некоторыми инструментами для создания интерактивных обучающих и контролирующих электронных средств. В ходе практической части мастер-класса они разработали автоматически проверяемые мобильным телефоном тесты для организации фронтального опроса на уроке (онлайн-сервисы Pliсkers, Quizizz).
Мастер-класс «Инфографика как инструмент моделирования образовательной среды» был ориентирован на знакомство участников с типовыми приемами работы с онлайн-инструментами, позволяющими моделировать образовательный медиаконтент, визуализировать информацию, представлять ее ярко, интересно, образно и, главное, доступно для восприятия. Педагоги научились создавать медиапродукт, направленный на обучение иностранному языку, моделировать интерактивные элементы контента с целью формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетентности. Ведущими мастер-класса выступили заведующая кафедрой методики обучения иностранным языкам Ольга Ивановна Трубицина и аспирант Татьяна Николаевна Воловатова.
Участники мастер-класса «Современные технологии профориентации школьников» проанализировали особенности профессионального самоопределения школьников в условиях информационного общества, а также познакомились с современными инструментами профориентационной диагностики и профконсультирования. «Компетентная помощь в выборе профессии помогает в организации учебной деятельности, снижает уровень беспокойства относительно будущего. Построение оптимистичной жизненной и профессиональной перспективы играет важную роль в воспитательной работе со старшеклассниками, вносит свой вклад в решение острых социальных проблем», — отметили ведущие мастер-класса, доценты кафедры психологии профессиональной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена Александра Николаевна Кошелева и Ирина Марковна Богдановская.
На мастер-классе «Школьная тревожность… Можно ли ее преодолеть?» педагогам было предложено разобраться в вопросах, связанных со школьной тревожностью. Как распознать тревожность в поведении ученика, как предупредить и преодолеть ее, — опытом и знаниями поделились ведущие мастер-класса, доценты кафедры образовательных технологий в филологии Мария Александровна Антошинцева и Наталья Анатольевна Бочарова.
Дискуссионная площадка «Культурологическая экспертиза в образовании: границы и возможности» познакомила участников форума с особенностями и потенциалом культурологической экспертизы ― сравнительно новым видом экспертной работы, который позволяет учитывать ценностно-нормативный и ценностно-смысловой контекст деятельности учреждений и отдельных субъектов образования, выявлять неоднозначные последствия воздействия отдельных феноменов, процессов, событий на социальную среду и личность человека. Ведущими этой площадки стали доценты кафедры теории и истории культуры Карина Георгиевна Антонян и Ольга Александровна Янутш.
Доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства Анна Кирилловна Векслер на мастер-классе «Нити знаний» предложила простой, но эффектный способ создания арт-объекта ― закладки для книг в технике ткачества из готовых материалов. В итоге каждый участник за короткое время создал неповторимую авторскую работу.
На мастер-классе «Ожившие картины» учителя начальных классов ГБОУ СОШ №232 Наталья Викторовна Быкова и Ирина Игоревна Масло раскрыли секреты рисования на воде «ЭБРУ» и рисования песком на световых столах. Эти технологии могут успешно реализовываться во внеурочной деятельности, а также в организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ. Такие художественные практики дают возможность раскрыть творческий потенциал любого ребенка и наладить процесс общения в ходе совместной деятельности.
Педагоги института дефектологического образования и реабилитации ― доцент кафедры олигофренопедагогики Елена Федоровна Войлокова, доцент кафедры тифлопедагогики Елена Вадимовна Замашнюк, доцент кафедры сурдопедагогики Алла Степановна Макарова ― провели мастер-класс «Современные тенденции развития специального образования: инклюзивные практики Санкт-Петербурга», участники которого смогли познакомиться с особенностями обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущей мастер-класса «Школьный урок как шаг в профессию: создаем практикоориентированные задания» стала доцент кафедры современных европейских языков Наталия Вениаминовна Белкина. Участники ее занятия почувствовали себя практикующими школьными учителями и разработали фрагменты уроков.
Мастер-класс «Эффективные педагогические коммуникации» провела доцент кафедры теории и истории педагогики Анна Александровна Кочетова. Она рассказала, как грамотно использовать вербальные и невербальные средства общения на уроке, как развивать свое педагогической мастерство и усиливать воздействие на аудиторию и какие особенности современных школьников надо для этого учитывать.
«Педагогическая мозаика» позволила молодым учителям научиться практическим навыкам творческой деятельности, которые они смогут применить в своей работе с ребятами любого возраста. Посетили образовательные мастер-классы педагоги образовательных учреждений, студенты вузов и колледжей, а также участники очного тура VIII Герценовской педагогической олимпиады молодых учителей «Профессиональные перспективы».