Программа Дня науки и практики «Основа качества образования ― учитель» включила в себя несколько мероприятий, среди которых мастер-классы, тренинги, круглые столы и семинары.
Так, в Мариинском зале прошел проектировочный семинар «Книжный мост для города», модератором которого стала профессор кафедры теории и истории педагогики Татьяна Гелиевна Галактионова. Участники семинара получили представление о приоритетных направлениях государственной политики в области поддержки и развития детского чтения и познакомились с имеющимися разработками ведущих отечественных и зарубежных специалистов. Татьяна Гелиевна отметила, что в РГПУ им. А.И. Герцена проводится много мероприятий, ориентированных на активизацию читательской деятельности и формирование культуры чтения всех участников образовательного процесса, и пригласила гостей форума принять в них участие. Специальным гостем семинара стала Президент Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Дмитриевна Жукова.
Обсуждение ключевых проблем и вызовов современного детства состоялось на дискуссионной площадке «Современный педагог ― современным детям». Руководитель площадки ― директор Института детства, профессор Александра Гививна Гогоберидзе ― выделила, что проблемы детства неизменно влияют на изменение профессиональной деятельности педагога. В ходе работы были представлены результаты таких исследований, как «Современное детство. Штрихи к автопортрету» (межвузовский студенческий проект) и «Артефакты детства» (был проведен в рамках комплексного проекта модернизации педагогического образования). Исследователи отметили, что очень сложно понять, где ребенок говорит шаблоном, навязанным ему социокультурной средой, а где ― собственные мысли. Участникам дискуссии было предложено обдумать проблему эксплуатации образа детства взрослым миром с помощью рекламы. Большие сомнения у ученых вызывает и необходимость чрезмерного воздействия родителей на формирование детской субкультуры: у ребенка пропала потребность создавать собственные артефакты детства, взрослые стали определять, какую детям носить одежду, в какие играть игры. «65% опрошенных детей обозначили, что им не хватает внимания родителей, а также времени на игры и прогулки. Дети боятся взрослеть, потому что родители преподносят взрослую жизнь как трудную. Современное детство меняется, но основные потребности ребенка остаются теми же», ― добавила доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Лидия Константиновна Ничипоренко.
Круглый стол на тему «Профессиональные компетенции учителя русского языка в поликультурной школе» провела директор Межвузовского центра билингавльного и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена Елизавета Александровна Хамраева. «Сегодня дети-билингвы ― это потенциал. Национальная политика Российской Федерации говорит о том, чтобы дать возможность перспективного развития каждому ребенку на территории государства», ― подчеркнула Елизавета Александровна. Работа круглого стола была посвящена актуальным вопросам поликультурного образования. Учителя школ, администрация образовательных учреждений, педагоги высшего образования смогли обсудить вопросы профессиональных компетенций учителей русского языка в условиях поликультурной школы.
В Дискуссионном зале РГПУ им. А.И. Герцена начальник управления развитием воспитательной деятельности Раиса Умяровна Богданова и председатель Совета Общероссийского союза общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы» Лариса Сергеевна Пастухова провели дискуссионную площадку «Формирование российской гражданской идентичности подрастающего поколения в процессе социально-проектной деятельности». «Наша задача сегодня ― осмыслить, как формировать российскую гражданскую идентичность у молодежи. Конечно, здесь возможны разные форматы, но мы сегодня будем говорить о конкретном аспекте ― социальной проектной деятельности», ― сказала Раиса Умяровна. Выступления были посвящены вопросам формирования гражданской активности молодежи. В ходе дискуссии были представлены результаты Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна ― моя Россия».
Текст и фото: Педагогические вести