|
Текст и фото: Педагогические вести |
С приветственным словом к участникам обратилась начальник управления научных исследований РГПУ им. А.И. Герцена Ольга Владимировна Фищева: «Вопросы, которые будут обсуждаться на конференции, серьезны и важны. Желаю продуктивной работы». Директор института детства Александра Гививна Гогоберидзе отметила: «Конференция имеет международное значение, эта научная школа — достояние института детства, Герценовского университета и всей страны. Желаю радости общения и научных открытий».
«За годы своего существования наша конференция стала действующим семинаром, на котором мы делимся результатами работы за прошедший год, — подчеркнула заведующая лабораторией детской речи, председатель конференции Стелла Наумовна Цейтлин. — Язык велик и огромен, и вопросы, которые мы рассматриваем, касаются самых разных областей. Пусть проведение конференции остается доброй традицией. Нам важно быть не просто учеными, а решать практические задачи, важные для развития образования и страны».
Заведующая кафедрой языкового и литературного образования ребенка Марина Борисовна Елисеева присоединилась к приветственным словам и отметила широкую географию участников.
В рамках трех дней работы конференции обсуждались следующие проблемы:
• Фонологическое развитие ребенка в ситуации одно- и многоязычия
• Формирование морфологического и синтаксического компонента языковой системы в ситуации одно- и многоязычия
• Освоение лексической системы русского языка в ситуации одно- и многоязычия
• Овладение письменной формой речи в ситуации одно- и многоязычия
• Развитие языковой рефлексии ребенка
• Коммуникативное развитие ребенка в ситуации одно- и многоязычия
• Восприятие и воспроизведение литературного текста ребенком в ситуации одно- и многоязычия
• Языковое и литературное творчество ребенка
• Проблемы диагностики речевых нарушений в ситуации одно- и многоязычия
Свои доклады представили ученые из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Архангельска, Владивостока, Минска, Болоньи, Тампере и других городов России и зарубежья.
В рамках заседания «Онтолингвистика: методы и проблемы» выступили Вадим Борисович Касевич («Чем отличается абстрактность единиц детской речи от абстрактности взрослых?»), Стелла Наумовна Цейтлин («Освоение языка в свете теории имплицитного научения»), Сергей Александрович Крылов («Онтолингвистическая иерархия языковых единиц и количественные оценки удобочитаемости текстов»), Татьяна Александровна Гридина («Рефлексивная составляющая детского сознания как лингвокреативная стратегия усвоения языка»), Ирина Германовна Овчинникова («Почему понимание моделей ментального лексикона важно для работы с детьми в иноязычном окружении»), Людмила Олеговна Чернейко («Становление и развитие отношения ребенка к языку: «языковой слух» и «языковой вкус»), Галина Владимировна Доброва («Об особенностях инпута детей-билингвов») Лариса Александровна Пиотровская («Сложные знаки в раннем онтогенезе: когнитивно-семиотический анализ») и другие ученые.
Конференция проводилась при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 19-012-20055).