Организаторов и участников конференции поприветствовал и.о. ректора Сергей Игоревич Богданов. «По существу, сегодняшняя конференция является продолжением I Всероссийского съезда учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. В каком-то смысле это первый шаг на пути реализации решений съезда. Кроме того, конференция стала важной традицией Герценовского университета. Само ее название, получившее широкую известность в России и за рубежом, является знаковым. Оно отражает важнейшую принципиальную особенность России: её полиэтничность, поликультурность, многоязычие. Это культурное и многоязыковое многоцветие является одним из тех ярких признаков РФ, которые мы должны оберегать, развивать и сохранять. Решающая роль в сохранении и развитии данных аспектов принадлежит именно образованию. Поэтому считаю очень значимым тот факт, что в юбилейный год Герценовским университетом было принято решение о создании Центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена. Сотрудники нового подразделения уже начали свою работу. Особое значение также играет деятельность Института народов Севера, которому в этом году исполнилось 87 лет. Ежегодная Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса» ― это детище Института народов Севера. Завершая свое выступление, хочу пожелать участникам конференции успешной, интересной и в высшей степени полезной работы», ― отметил Сергей Игоревич.
От имени делегации Республики Саха (Якутия) организаторов и участников конференции поприветствовала первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Феодосия Васильевна Габышева. «Каждый из нас вносит свой вклад в изучение, сохранение, возрождение, развитие этнокультурного разнообразия, языкового многоголосия, межкультурного диалога и укрепление единства народов России. Быть собой и при этом жить вместе в едином образовательном, экономическом, мировом пространстве ― одна из основных задач, стоящих перед человеком на сегодняшний день», ― сказала Феодосия Васильевна. Она также вручила знак «Учитель учителей» заместителю директора Института народов Севера по научно-методической работе Игорю Леонтьевичу Набоку и благодарственное письмо и.о. ректора Сергею Игоревичу Богданову.
Первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего востока РФ Нина Глебовна Вейсалова от имени президента Ассоциации Григория Петровича Ледкова также поприветствовала организаторов и участников конференции. «На данной площадке всегда ведется открытый диалог, заинтересованный обмен мнениями по наиболее важным и актуальным вопросам и проблемам жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Уверена, что нынешняя конференция послужит повышению качества образования наших народов. Движения вперед и смелых решений во благо развития российского Севера!» ― добавила Нина Глебовна.
Пленарное заседание конференции продолжилось выступлением председателя Постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по делам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елены Христофоровны Голомаревой с докладом «Роббек Василий Афанасьевич ― государственный и общественный деятель, создатель научных основ защиты прав коренных малочисленных народов Севера международного и российского уровня». Елена Христофоровна рассказала о Концепции языковой политики, разработанной Василием Афанасьевичем, провела анализ мер и предложений, которые уже реализуются в Республике. Также она вручила почетную грамоту «За вклад в сохранение и развитие языков и самобытной культуры коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия)» заместителю директора Института народов Севера по научно-методической работе Игорю Леонтьевичу Набоку.
Профессор Института циркумполярного оленеводства Университета Арктики Свейн Матисен выступил с докладом «Важность традиционных знаний коренных народов в меняющейся Арктике». Свейн Матисен рассказал о предметах изучения Института циркумполярного оленеводства, о совместных проектах Герценовского университета и Университета Арктики, расшифровал понятие «традиционные знания». «В арктическом регионе необходим новый тип образования и новая образовательная модель, которая основывается именно на традиционных знаниях. Образовательная система должна стать более эффективной», ― добавил Свейн Матисен.
Заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И. Герцена Валерий Михайлович Монахов представил доклад «Поиск актуальной образовательной парадигмы для современного поликультурного общества и роль университетской сети кафедр ЮНЕСКО». Валерий Михайлович определил основную задачу образовательных учреждений различного уровня как формирование неких универсальных умений и навыков познавательной деятельности, которая позволит человеку ориентироваться в нарастающем потоке информации и ускоряющемся мире.
С докладом «Ориентиры модернизации педагогического образования» выступила директор Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Светлана Анатольевна Писарева. «Я надеюсь, что модернизация педагогического образования ― это тот процесс, который позволит нам выйти на новый уровень качества школьного образования», ― отметила Светлана Анатольевна.
Также свои доклады представили ректор Саамского университета прикладных наук Гунвор Гутторм, профессор кафедры истории и философии гуманитарного факультета Государственного университета авиаприборостроения Т.М. Смирнова, первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) В.И. Шадрин, преподаватель колтта-саамского языка Центра образования саамского региона Тауно Льетофф, председатель правления Ассоциации «Оленеводы Мира» М.А. Погодаев, руководитель группы по работе с коренными народами Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» Ю.А. Завьялова.
Завершил пленарное заседание конференции заместитель директора по научно-методической работе Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена Игорь Леонтьевич Набок докладом «Развитие и модернизация образования коренных малочисленных народов Арктики, Севера, Сибири и Дальнего Востока как императив российской цивилизации».
Фото и текст: Педагогические вести