Полным ходом идёт регистрация участников Олимпиады «Я – профессионал» 2020/2021 учебного года. На сегодняшний день счётчик на сайте олимпиады показывает цифру: 147 021. Всего в этом году олимпиада проводится по 72 направлениям. Стать лучшими в направлении «Детство как феномен» хотят уже 1850 студентов.
Герценовский университет впервые вошёл в число вузов-организаторов олимпиады и предложил совершенно новое направление, о котором в блиц-интервью рассказала директор Института детства РГПУ им. А. И. Герцена Виктория Новицкая.
Герценовский университет в качестве организатора вступил в проект «Я – профессионал» уже тогда, когда основные направления были сформированы. Есть ли среди них педагогика?
— Да, педагогическое направление уже было. Материалы были представлены двумя ведущими педагогическими вузами — Нижегородским государственным педагогическим университетом имени Козьмы Минина и Московским городским педагогическим университетом, но РГПУ представил свое видение и направление работы Олимпиады, отличное от разработанного коллегами.
В чём состоит новизна и необходимость предложенного Герценовским университетом направления?
— Направление получило название «Детство как феномен». Это междисциплинарное направление, в фокусе которого находится личность ребенка и процесс его становления. Ведь детство — это особенный и сложноструктурированный период жизни каждого человека. Он включает сразу несколько аспектов: отношение к ребенку в обществе, отношение ребенка к обществу и представления ребенка о людях, отношениях между ними и окружающем мире. Поэтому в современных науке и практике важен комплексный подход к феномену детства. Совместная работа специалистов разных профилей помогает лучше понять ребенка, разобраться в процессе и особенностях его развития.
Специалисты института детства давно подчеркивают необходимость обращения к исследованиям современного детства с учетом комплексного принципа. Только такое понимание детства современным профессионалом позволяет ему разбираться в тонкостях взаимодействия с ребенком и быть успешным в своей деятельности.
Есть ли команда, которая отвечает за наше направление? Кто в неё входит, учитывая, что направление олимпиады «Детство как феномен» — междисциплинарное.
— Да, команда уже давно начала свою деятельность и сейчас активно работает над заданиями отборочного этапа. В нее вошли представители разных факультетов (института детства, института психологии, философии человека, дефетологического образования и реабилитации, филологического факультета, социологической лаборатории). Это кандидаты и доктора наук, доценты, старшие преподаватели, научные сотрудники. Институт детства проявил инициативу в объединении команды, так как имеет опыт междисциплинарных исследований и магистерских программ. Курирует работу центр по работе с талантливой молодежью и его директор Татьяна Гдалина.
Мы знаем этапы проведения олимпиады для участников. А когда началась работа команды организатора, и какие ещё задачи стоят перед вами?
— Работа стартовала в начале лета с определения специфики направления и выделения треков — естественно-научного, гуманитарного, социокультурного и трека «особый ребенок». Обсуждалась не только общая концепция, но и специфика материалов. Разработчики сошлись во мнении, что настоящий профессионал — это не только тот человек, который владеет необходимыми профессиональными компетенциями, но и тот, кто постоянно интересуется научной литературой, знаком с современным исследованиями, готов к диалогу со специалистами из смежных областей в решении проблем современного детства. Это мыслящий, ищущий исследователь.
Расскажите, насколько это возможно, о заданиях, которые готовятся для участников. Будет ли в них сохранена пропорция, заявленная для всей олимпиады – не менее 30% практико-ориентированных заданий?
— Задания отборочного тура связаны не только со знаниями в определенной научной области, но и умениями работать с информацией, которые так необходимы современному педагогу. Заключительный этап потребует от участников креативности и понимания потребностей и проблем современных детей. Задания не будут простыми, но мы уверены, что они будут интересны, а главное будут носить развивающий характер для всех участников.
Виктория Александровна, как Вы считаете, станет ли «Детство как феномен» популярным направлением для участников олимпиады, и что студентам может дать такое погружение в мир детства?
— Мы очень надеемся на студенческий отклик и активность, так как участие в олимпиаде позволяет сочетать теоретические знания и практические умения, учит мыслить, понимать участников педагогического взаимодействия, относиться к Детству бережно и внимательно.