Организаторами мероприятия стали кафедра образовательных технологий в филологии Герценовского университета, Центр дополнительного профессионального образования «Альфа-Диалог» и общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Среди участников — преподаватели, методисты по литературе и русскому языку ведущих научных центров России.
Ключевые направления конференции посвящены таким темам, как петербургская методическая традиция; проблемы методологии методики преподавания русского языка и литературы; содержание, цели и ценности школьного литературного и лингвистического образования в «эпоху перемен»; изучение русского языка и литературы в русских школах за рубежом.
Модераторами пленарного заседания выступили профессора кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена Елена Робертовна Ядровская и Наталья Львовна Мишатина.
Е.Р. Ядровская во вступительной речи представила результаты исследования о культуре чтения, складывающейся в государствах. «В разных странах развиваются различные читательские стратегии. Русские чтения в наших экспериментах четко отличались от остальных — они единственные затрагивали всю специфику текста: литературную, художественную, историко-культурную. Результаты данного исследования подтвердили мою точку зрения, что лучшие читающие студенты — русские студенты», — отметила Елена Робертовна.
Профессор кафедры ЮНЕСКО Герценовского университета Мария Павловна Воюшина выступила с докладом «Развитие традиций Петербургской методической школы в новой образовательной системе «Школа диалога»», подготовленным совместно с профессором кафедры ЮНЕСКО Екатериной Павловной Суворовой. М.П. Воюшина осветила идею диалога в преподавании отечественной и мировой художественной литературы. «Диалог — это, прежде всего, способ познания мира. Он предполагает взаимодействие различных позиций. Если бы все в мире думали одинаково, нам было бы не о чем разговаривать. Диалог не предполагает обязательную смену своей точки зрения. Он позволяет человеку жить в условиях многообразия культур и взглядов, развиваться благодаря общению с другими людьми», — подчеркнула профессор.
Профессор кафедры русского языка и литературы Российского государственного гуманитарного университета Елена Ивановна Целикова выступила с докладом «Несостоявшийся диалог: литературоведение и школьное изучение литературы». Елена Ивановна отметила, что отношение к роли литературы изменилось, и сейчас многие учащиеся не считают её средством активации в человеке лучших морально-нравственных качеств и ценностей. Профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И. Герцена Елена Константиновна Маранцман рассказала слушателям о психологических аспектах современной методики преподавания литературы.
В ходе конференции докладчики также осветили темы методологической лингвоконцептологии, трансдисциплинарности и метапредметного обучения русскому языку в школе, методического наследия Л.В. Шамрей, речевого портрета учителя и другие.
20 октября конференция продолжится работой секций на филологическом факультете Герценовского университета.
Текст и фото: Педагогические вести