Фруменков Георгий Георгиевич родился в белорусском городе Рогачеве, районном центре Гомельской области, выпускник Герценовского института, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, почетный гражданин города Архангельска.
Из воспоминаний Т. Г. Фруменковой:
«…в 1936 году окончил школу и уехал учиться в Ленинград, проучившись год, он сменил институт. Возможно, пытался скрыть арест отца в этом же году арестованного по ложному обвинению и осужденного НКВД. Фруменков поступает на исторический факультет, но здесь также узнают об аресте отца, и нависла угроза отчисления, неизвестно, кто помог студенту, но учебу он все-таки продолжил.
В июне 1940 года он женился на Варе Щепотьевой, учившейся на курс моложе.
Летом 1941 года Г. Г. Фруменков окончил институт с отличием.
Он вспоминал: «Диплом с отличием вручили мне, как другим выпускникам, 28 июня 1941 г. в коридоре. Без всяких церемоний! Не до этого было! Вторую неделю полыхала война!» – вспоминал отец…
Георгий Георгиевич пошел в армию добровольцем и сражался на подступах к городу в составе Ленинградской армии народного ополчения с 26 июля 1941 года. С войсками Волховского фронта в декабре 1941 участвовал в освобождении Тихвина. Противник знал, что солдаты, защищавшие Ленинград, недоедали. Бои продолжались в канун Рождества. Отец рассказывал, что во вражеских землянках были накрыты столы, часто заминированные, что приводило к гибели наших голодных солдат.
Георгий Георгиевич Фруменков
Весной 1942 года часть, в которой он воевал, была придана 2-ой ударной армии генерала А. А.Власова, перед которой была поставлена задача прорвать блокаду Ленинграда. Попытка, как известно, не удалась, наступавшие подразделения Красной Армии были окружены и уничтожены превосходящими вражескими силами, а А. А. Власов со своим штабом сдался в плен. Георгий Георгиевич чудом выжил в аду Мясного Бора, раненый, он полз из окружения по телам погибших товарищей. Выбрались около 30 человек из полка.
Вероятно, именно тогда отец попал в госпиталь с ранением и дистрофией.
В 1942-1943 гг. Г. Г. Фруменков начал писать заметки во фронтовую газету. В марте 1943 года был назначен помощником начальника политотдела по комсомолу и воевал в составе войск Волховского фронта.
Первый очерк был посвящен старому солдату, участнику Первой мировой войны, который и в отступлении сохранял извечные в русском народе выдержку и стойкость. «Ты, сынок, не бойся врага,- ласково наставлял он молодых бойцов, — Враг снаружи нахал, а изнутри он трус».
В апреле 1943 года, после прорыва блокады Ленинграда, он получил вызов в редакцию и стал сотрудником редакции газеты «Фронтовой дорожник», родившейся на Дороге жизни. Здесь появились его первые печатные труды.
Блокадная зима для Георгия Георгиевича была трагичной. В осажденном городе погибли его жена, брат и родители жены.
После демобилизации, в декабре 1945 года стремясь в науку, он поступает в годичную аспирантуру ЛГПИ им. А. И. Герцена, которая готовила преподавателей учительских институтов, существовавших тогда при многих педвузах для сокращенной подготовки учителей неполной средней школы (5-7 классы). Научным руководителем становится профессор В. Н. Бернадский.
В марте 1947 года, окончив аспирантуру, был отправлен на работу в Архангельский педагогический институт имени М. В. Ломоносова, где трудился 43 года.
С 1962 по 1980 год был ректором Архангельского Государственного педагогического института».
Награжден орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны, «Знак Почета», медалью «За оборону Ленинграда».
Материал подготовлен О.Н.Марениной. Использованы:1. Фонд Музея РГПУ им.А.И.Герцена /Личное дело № Ф-18/. 2. Сборник статей «Живая память. 75 лет Победы в Великой Отечественной Войне» Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена 2022 г., статья Фруменковой Т. Г. «Это моя ответственность» стр. 6-8.
Акция «Научный полк» проводится Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с подведомственными образовательными организациями высшего образования и научными организациями уже не первый год. Мы будем рассказывать о студентах и преподавателях Герценовского университета в годы Великой Отечественной войны, о вкладе научных коллективов в Победу, о том, как развивалась наука в период Великой Отечественной войны и о ее восстановлении в послевоенные годы. Основная цель проекта – способствовать информированию широкой общественности о достижениях советской науки и учёных, внёсших поистине весомый вклад в борьбу за свободу и мир.
Материал подготовлен газетой «Педагогические вести» и музеем РГПУ им. А. И. Герцена