Остатки моста через Волхов были обнаружены в ходе подводных раскопок весной этого года. Три образца были направлены в лабораторию изотопных исследований Герценовского университета (заведующая лабораторией — доцент кафедры геологии и геоэкологии, кандидат геолого-минералогических наук Марианна Алексеевна Кулькова).
Как сообщила пресс-служба Новгородского музея-заповедника, анализ показал, что бревнам около 1060 лет. Это означает, что мост мог существовать в середине X века, а значит, претендует на статус старейшего моста в России. Однако для дендрохронологического датирования образцы практически непригодны, поэтому для полной уверенности придется провести повторные анализы в других научных лабораториях.
Советник генерального директора Новгородского музея-заповедника Сергей Трояновский отметил: «У нас есть материалы Неревского раскопа, где самые ранние мостовые Великой улицы датированы 953 годом. Они свидетельствуют о регулярном мощении улиц по определенной схеме города, в которую мост уже мог быть вписан».
Заведующая лабораторией изотопных исследований РГПУ им. А.И. Герцена — доцент кафедры геологии и геоэкологии Марианна Алексеевна Кулькова
|
Студенты факультета географии РГПУ им. А.И. Герцена работают с лабораторным оборудованием
|
Руководитель подводных работ Айвар Степанов рассказал о самой находке: «Это пятиугольный в плане забутованный камнем сруб — весьма трудоемкое и дорогостоящее сооружение. Расстояние между центрами остатков пяти просматриваемых опор составляет около 22 метров, что предполагает существование в древности весьма протяженных и сложных пролетов моста. Поскольку у сруба пока не выявлены настил для засыпки валуном и горизонтальные связи, встает вопрос — как его погружали на дно? Нерационально широкими выглядят врубки »рогатого угла«, которые ухудшают гидродинамику всей конструкции».
Срубные опоры в разы прочнее свайных и вероятно прослужили долго. Однако у основания сруба не были обнаружены археологические находки. Это может свидетельствовать об отсутствии торговли на мосту (в отличие от XIV–XVI веков) и размыва грунта между опорами из-за «стеснения» живого сечения реки опорами подобной конструкции.
После разрушения сруба бутовый валун высыпался и перегородил русло дамбой, доставив, очевидно, немало затруднений в судоходстве и возобновлении моста. Часть опор, недоступных для извлечения, послужила причиной обмеления, а четыре до сих пор возвышаются над речным дном. По этой причине строительство нового моста было перемещено на 170 метров вниз по течению. Конструкция опор моста стала свайной, по крайней мере, в первой трети XII века.
Интерес у археологов вызвали и два дубовых бревна — «скуловой» венец и свая, лежавшие рядом со срубом. Анализ показал, что, возможно, они принадлежали конструкции на 150 лет моложе, построенной в начале XII века выше по течению Волхова. Помимо мостовых конструкций в поверхностном слое речных наносов обнаружены немногочисленные находки битой керамики и металлических изделий, датируемых с XIV и вплоть до XIX века.
Подводно-археологические исследования, организованные Новгородской областной Федерацией подводной деятельности, Институтом археологии РАН и Новгородским музеем-заповедником при поддержке Инженерно-технического центра специальных работ (Санкт-Петербург), были возобновлены в конце марта этого года. Применив новейший приборный комплекс для исследования дна реки Волхов, археологи выявили остатки сооружения, пересекавшего русло между Никольским собором и утраченным собором Бориса и Глеба.
Заведующий кафедрой геологии и геоэкологии РГПУ им. А.И. Герцена Евгений Михайлович Нестеров со студентами
|
Фотография найденных остатков моста под водой
|
3D-модель находки
|
3D-модель находки
|
Информация Новгородского государственного объединенного музея-заповедника
Фото: Педагогические вести