С приветствием к участникам семинара обратились директор Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова и проректор по международному сотрудничеству Герценовского университета Юлия Александровна Комарова. «Темы, вынесенные на обсуждение, не только чрезвычайно важны и интересны, но и показательны, потому что они свидетельствуют о том, что наши библиотеки становятся инновационными практикоориентированными исследовательскими центрами», ― отметила Юлия Александровна, подчеркнув, что вопросы, связанные с информационной грамотностью и формированием компетенций в письменной научной речи, чрезвычайно востребованы. Кроме того, Юлия Александровна обратила внимание слушателей на роль библиотек в формировании «ученого нового времени»: «Очень значимо, что библиотеки всегда работали и работают в содружестве с кафедрами, которые также заинтересованы в изучении этих вопросов и применении их на практике».
Менеджер проекта DIREKT Ольга Сергеевна Сафонкина (Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева) рассказала о проекте, который призван улучшить образование в высших учебных учреждениях. Его цель ― содействие Болонскому процессу путем изучения компетенций информационной грамотности студентов, преподавателей, молодых ученых, сотрудников научных библиотек и внедрения указанных компетенций в образовательные программы. Кроме того, большое внимание проекта уделяется созданию интегрируемых в учебный план программ информационной грамотности (включенных в систему трех циклов бакалавриата ― магистратуры ― докторантуры), обеспечению качества и признания квалификаций для развития непрерывного образования в обществе в целом.
Заместитель директора по научной работе Национального электронно-информационного консорциума (НЭИКОН) Ирина Константиновна Разумова осветила проблему информационной грамотности. «Информационная грамотность ― это основа непрерывного образования, поскольку работа с литературой необходима всю жизнь; необходимо все время обновлять свое понимание того, что знаешь и что не знаешь, и регулярно выстраивать свои компетенции и контролировать собственное обучение».
В мероприятии приняли участие представители 15 российских и зарубежных организаций: Лимерикского Института Технологий (г. Лимерик, Ирландия), Технического университета Дрездена (г. Дрезден, Германия), Университета Константина Философа в Нитре (г. Нитра, Словакия), Группы «Пауль Фрэнсис Ист» (г. Ульм, Германия), Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (г. Саранск, Россия), Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток, Россия), Балтийского федерального университета им. И. Канта (г. Калининград, Россия), Петрозаводского государственного университета (г. Петрозаводск, Россия), «Национального Электронно-Информационного Консорциума» (НП «НЭИКОН») (г. Санкт-Петербург, Россия), Кустанайского государственного университета им. А. Байтурсынова (г. Кустанай, Казахстан), Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина (Астана, Казахстан), Казахского национального университета им. аль-Фараби (Алматы, Казахстан), Пекинского Технологического Института (г. Пекин, Китай), Северо-западного политехнического университета (г. Сиань, Китай), Нанкинского университета науки и технологий (г. Нанкин, Китай), слушатели программы повышения квалификации из 18 вузов и научных организаций России, руководители и специалисты вузов и научных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, представители подразделений РГПУ им. А.И. Герцена.
Семинар стал частью дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Стратегия эффективного использования электронных ресурсов и наукометрических инструментов в современной образовательной и научной деятельности», мероприятия в рамках которой проводятся с 21 по 25 мая в Герценовском университете.
Текст и фото: Педагогические вести