Модератором форума выступил директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена Виталий Зорахович Кантор.
С приветствием к участникам форума от имени ректора Герценовского университета Сергея Игоревича Богданова обратился и.о. ректора РГПУ им. А.И. Герцена Василий Антонович Рабош. «Этот юбилей ― прекрасный повод для того, чтобы выразить глубокое уважение к богатейшей истории, прекрасным традициям Герценовской дефектологической школы и искренне отметить ее сегодняшние достижения. Мы все осознаем, что именно наш факультет, ныне Институт дефектологического образования и реабилитации, был первым вузовским учебным подразделением, специализированным в сфере подготовки педагогов для работы с детьми и взрослыми с особыми образовательными потребностями. До сегодняшнего дня неизменным остается стремление коллектива Института нести гуманитарные ценности и служить идеалам доброты и милосердия», ― подчеркнул Василий Антонович.
Виталий Зорахович Кантор огласил приветственное обращение от Всероссийского общества слепых. В нем, в частности, подчеркивается: «Ваш Институт ― старейшее и крупнейшее в вузовской системе страны учебно-научное подразделение такого профиля ― уже на протяжении века успешно ведет целенаправленную подготовку высококвалифицированных кадров для учреждений образования и социальной защиты лиц с проблемами в развитии. Именно здесь работает уникальная кафедра тифлопедагогики, которая была основана в 1929 году незрячим профессором, членом Всероссийского общества слепых Борисом Игнатьевичем Коваленко и тысячи выпускников которой верно и эффективно служили и служат делу обучения и воспитания незрячих и слабовидящих детей во всех концах нашей страны и во многих зарубежных странах».
Одним из гостей форума стал победитель XVII Дельфийских молодежных игр России 2018 года в номинации «Искусство воспитания», аспирант кафедры олигофренопедагогики Института дефектологического образования и реабилитации Артур Дмитриевич Журавлев. Он поблагодарил своих преподавателей за высокий уровень профессионализма и неравнодушное отношение к студентам.
В форуме приняли участие ведущие специалисты России и Европы в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Первую сессию докладом «Кафедра сурдопедагогики: 100 лет истории Герценовской дефектологической школы» открыл профессор кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена Геннадий Николаевич Пенин. Он осветил ключевые моменты развития и основные направления деятельности кафедры в современных условиях, рассказал о ее вкладе в реализацию задач отечественной сурдопедагогики и дефектологии в целом. Профессор университета Версаль-Сен-Кантен-ан-Ивелин (Версаль, Франция) Доминик Лерш в историческом контексте охарактеризовал опыт обучения детей и подростков-инвалидов во Франции. Выпускница отделения тифлопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, профессор Варминско-Мазурского университета (Ольштын, Польша) Маженна Заорска в своем докладе «Проблемы современной специальной педагогики в контексте проекта закона 2.0 ― реформы науки и высшего образования в Польше» затронула актуальные для вузов страны вопросы кадрового обеспечения системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проблематика выступления выпускницы отделения олигофренопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, профессора университета им. Гумбольдта (Берлин, Германия) Грит Вахтель была связана с реализацией инклюзивной модели образования в Германии. Выпускница отделения олигофренопедагогики Герценовского университета, профессор Академии специальной педагогики им. М. Гжегожевской (Варшава, Польша) Эва Кулеша изложила результаты проведенного под ее руководством исследования, посвященного восприятию лиц с ограниченными возможностями здоровья студентами педагогических вузов.
Во второй сессии форума с докладами выступили: профессор университета им. Палацкого (Оломоуц, Чехия) Ян Михалик, охарактеризовавший основные аспекты профессионального и личного контакта педагога с инвалидом и его семьей, доктор Петер Янн (Пфальц-институт слуха и коммуникации, Франкенталь, Германия), раскрывший основные проблемы психолого-педагогической помощи родителям ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, а также Паулина Залевска и Оксана Котормус из Академии специальной педагогики им. M. Гжегожевской (Варшава, Польша), в докладах которых были освещены соответственно особенности материнства в ситуации неблагоприятного пренатального диагноза и роль семьи в образовательной интеграции ребенка с проблемами в развитии.
В завершение форума Виталий Зорахович Кантор в своем выступлении проинформировал о создании на базе ведущих российских вузов сети Ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и, в частности, рассказал о деятельности РУМЦ, открытого в Герценовском университете в 2017 году.
Подводя итоги встречи, Виталий Зорахович Кантор отметил, обращаясь к участникам: «Мы действительно едины, потому что нас объединяет забота о тех, кому труднее, чем нам ― вне зависимости от того, идет ли речь о российском, польском, чешском, французском или немецком ребенке с нарушениями в развитии. И общее стремление оказать таким детям помощь – профессиональную и человеческую ― и есть интернациональная основа наших дальнейших совместных усилий и достижений на дефектологическом поприще!»
Текст и фото: Педагогические вести