В рамках Петербургского международного образовательного форума преподаватели РГПУ им. А. И. Герцена поделились своим опытом и знаниями с участниками X Герценовской педагогической олимпиады молодых учителей «Профессиональные перспективы».
Основная тема олимпиады в этом году не могла быть иной — «Образование в цифре». Цифровому образованию были посвящены также мастер-классы и лекции «Педагогической мозаики». В духе времени они проводились в Zoom и знакомили слушателей c различными инструментами, которые могут облегчить и разнообразить дистанционное обучение. В ходе мастер-классов участники узнали о том, как организовать автоматическую проверку домашних заданий, какие сайты лучше использовать для самообразования, какие методики преподавания языков подходят для дистанта и многое другое.
Член оргкомитета олимпиады, доцент кафедры теории и истории педагогики Анна Кочетова подчеркнула, что, хотя в этом году участники и не смогли приехать в Санкт-Петербург для очного участия в олимпиаде, их количество сильно увеличилось. Если в предыдущие годы число участников составляло в среднем 200–300 человек, то в этот раз на олимпиаду зарегистрировалось более 2000 молодых педагогов.
«Наша олимпиада — это пространство для общения и взаимообогащения опытом, она даёт возможность почерпнуть новые знания и умения. Все мастер-классы связаны с темой этого года — «Образование в цифре», то есть так или иначе затрагивают информационные технологии, формы общения в дистанционном формате и показывают аспекты организации дистанционного обучения по самым разным предметам», — говорит Анна Кочетова.
Организаторы всегда стремятся к тому, чтобы мастер-классы были междисциплинарными и интересными для учителя любого предмета. «Педагогическая мозаика» в этом году состояла из 14 мероприятий.
Особенности использования дебатов в школьном онлайн-обучении осветил старший преподаватель кафедры политологии РГПУ им. А. И. Герцена Евгений Пашковский. По его словам, этот инструмент имеет ряд очевидных преимуществ: он позволяет сделать урок более интерактивным, помогает углубиться в изучаемую тему в контексте, способствует поддержанию отношений внутри класса и появлению новых знакомств за пределами школы.
В рамках «Педагогической мозаики» участники смогли познакомиться и с другими удобными образовательными онлайн-инструментами. Так, доцент кафедры теории и истории культуры Ольга Янутш показала широкий потенциал использования таймлайнов и интерактивных карт на уроках, в процессе самостоятельного обучения, а также в ходе проектной деятельности учащихся. С проблемами в этом году столкнулись преподаватели изобразительного искусства — этот предмет требует постоянного живого взаимодействия с учеником. Тому, как научить рисовать дистанционно, был посвящён мастер-класс доцента кафедры декоративного искусства и дизайна Анны Векслер.
Доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию Михаил Глазунов научил разрабатывать интерактивные рабочие листы с помощью приложения Liveworksheets. О том, какие интернет-ресурсы можно использовать при работе с детьми с ОВЗ, со слушателями побеседовала доцент кафедры олигофренопедагогики Светлана Кудрина. Доцент кафедры уголовного права Светлана Цэнгэл поделилась таким важным навыком, как поиск и обработка информации. Отличия онлайн-уроков от вебинаров рассмотрели доцент кафедры образовательных технологий в филологии Мария Антошинцева и Наталья Бочарова.
Значительную часть мастер-классов провели преподаватели института иностранных языков и института востоковедения. Заместитель директора института востоковедения Анна Ден и старший преподаватель кафедры восточных языков и лингводидактики Ия Романова поделились интерактивными инструментами виртуализации учебной деятельности в процессе изучения иностранных (в том числе восточных) языков, такими как интерактивная доска Miro и интерактивная презентация Mentimeter. С возможностями, которые предоставляют современные сервисы для создания собственных образовательных платформ, слушателей своего мастер-класса познакомили заведующая кафедрой методики обучения иностранным языкам Ольга Трубицина и доцент кафедры методики обучения иностранным языкам Наталья Шегай. Доцент кафедры английского языка для профессиональной коммуникации Лидия Агафонова рассказала, как эффективно использовать в дистанционном обучении онлайн-доски. Профессор кафедры немецкого и романских языков Тамара Галушко познакомила молодых учителей с понятием «аура личности». Мастер-класс доцента кафедры английского языка и лингвострановедения Ольги Новосельцевой был посвящён использованию цифровых технологий в обучении разговорному иностранному языку. Очень значимой темы касался и мастер-класс доцента кафедры английского языка и лингвострановедения Аллы Тананыхиной — она рассказала о том, как, используя цифровые технологии, подготовить учащихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку.
Хотя карантинные ограничения уже сняты в большинстве учебных заведений, тема дистанционного образования по-прежнему остаётся актуальной, поэтому та информация, которую получили участники олимпиады от преподавателей Герценовского университета, наверняка пригодится им в работе. Доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребёнка Дарья Ершова, которая провела мастер-класс на тему «Сетевые технологии в художественном образовании», рассказала: «Обмен опытом — это всегда очень важно и ценно. Тема в этом году актуальна для всех, все столкнулись с такой ситуацией, когда овладевать цифровыми технологиями пришлось в срочном режиме. Я слышала, что в этом году большое число участников, потому что информация о дистанционном образовании очень востребована, а доступных ресурсов по ней довольно мало».
Подробную информацию о площадках «Педагогической мозаики» и ссылки на трансляции вы можно найти в программе.
Текст и фото: Педагогические вести