|
Текст и фото: Педагогические вести |
Открыл конференцию от имени ректора РГПУ им. А.И. Герцена заведующий кафедрой ЮНЕСКО Герценовского университета Валерий Михайлович Монахов. Он подчеркнул, что актуальность темы не требует обоснований: «Наша жизнь меняется столь стремительно, и с ней появляются процессы, которые требуют новых решений и подходов. Проблемы поликультурного общества становятся все более острыми и значимыми, и задача этой конференции — привлечь внимание общественности к их решению».
С приветственным словом выступила генеральный консул государства Израиль в Санкт-Петербурге Ольга Слов. Поблагодарив организаторов конференции, она отметила, что тема поликультурности актуальна в любом государстве. К приветствию присоединилась и председатель Санкт-Петербургской ассоциации международного сотрудничества Маргарита Федоровна Мудрак.
Немецкую сторону представила руководитель Германской службы академических обменов в Санкт-Петербурге Беате Кольберг. Она обратилась к участникам конференции от имени консула Федеративной Республики Германия, руководителя отдела культуры и прессы Генерального консульства Германии в Санкт-Петербурге Штефани Шнайдер. Она подчеркнула, что и для Германии эта тема очень важна, особенно в последние годы.
Заседание продолжилось выступлениями докладчиков. В.М. Монахов рассказал о стратегиях развития поликультурного образования в условиях новейшей технологической революции. В своем докладе Валерий Михайлович представил проект новой магистерской программы РГПУ им. А.И. Герцена «Коммуникативные технологии в образовании».
Профессор кафедры теории и истории педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Андрей Евгеньевич Бахмутский осветил проблемы современного школьного образования в российском поликультурном пространстве на примере общеобразовательных учебных заведений Санкт-Петербурга. Он отметил, что создать толерантную среду внутри школ трудно, но главная проблема — это не этнический и не языковой барьер, а барьер культур взрослых и детей. «У современных детей образ учителя как значимого взрослого разрушен. Взрослые и дети сейчас — это разные культуры по восприятию мира. Преодоление этого различия исключительно важно и очень нужно не только для обучения, но и для воспитания, ведь если взрослый ничего не значит для ребенка, он не может воспитывать», — заметил А.Е. Бахмутский.
Заведующий кафедрой философии образования Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования Константин Владимирович Романов представил доклад «Философия поликультурного образования: формирование этнической и гражданской идентичности». По его словам, успех и педагога, и ребенка возможен только тогда, когда последнего понимают и любят — в этом и есть вся суть полилоговых культур. Его коллега, доцент кафедры Борис Владимирович Кричевский рассказал о путешествиях как одном из эффективных способов формирования этнической и гражданской идентичности. Он подчеркнул, что признавая и осмысляя мир, человек познает сам себя; путешествуя, он узнает не только другую страну, но и ближе знакомится с самим собой.
Профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта Каджик Мартиросович Оганян представил сравнение стратегий высшего образования в России и Германии.
С докладами на актуальные темы в сфере поликультурного образования также выступили заведующая кафедрой дидактики РГПУ им. А.И. Герцена Елена Витальевна Пискунова, заведующая кафедрой межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И. Герцена Ирина Павловна Лысакова, заведующая кафедрой интенсивного обучения русскому языку как иностранному РГПУ им. А.И. Герцена Валентина Леонидовна Гаврилова, профессор кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному РГПУ им. А.И. Герцена Римма Михайловна Теремова.