В майском номере журнала «Университетская книга» (в рубрике «Свободный микрофон») опубликовано экспертное обсуждение опыта организации и реализации дистанционного обучения в российских вузах «Из периода пандемии можно и нужно брать максимум». На вопросы журнала ответили: ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, директор Ситуационного аналитического центра Казанского федерального университета Тимирхан Алишев, проректор по инновационной деятельности и информационным технологиям РГПУ им. А. И. Герцена Михаил Пучков, директор института педагогики Герценовского университета Светлана Писарева.
Экспертам были заданы вопросы:
1. На какой платформе в Вашем вузе организовано онлайн-обучение (LMS, ЭИОС, НПОО, Coursera и аналогичные ресурсы, через внешние сервисы, например социальные сети)? Кто отвечает за технологическую организацию дистанционного образования?
2. Каков регламент? Как формируется/согласовывается расписание занятий? Является ли оно обязательным для преподавателей и студентов? Есть ли возможность обучения студентов в индивидуальном режиме? Наблюдается ли увеличение числа случаев выбора персональных образовательных траекторий?
3. Что используете: внешние МООК, собственные курсы или смешанный формат? Чем был обусловлен данный выбор? Какие формы коммуникации со студентами предпочитаете (скайп, YouTube, Zoom, мессенджеры, соцсети, переписка по электронной почте)?
4. Как оцениваете мотивацию студентов? Как проводите аттестацию по дисциплинам?
5. Какими внутренними документами сопровождается данный процесс? Как отслеживается соблюдение авторских и смежных прав, права на интеллектуальную собственность? Фиксируются ли записанные курсы в качестве служебных произведений?
6. С какими проблемами и сложностями столкнулись, переводя студентов на дистанционный формат?
7. Еще совсем недавно эксперты подчеркивали, что оптимальный формат дистанционного обучения – смешанный: лекции онлайн, семинары, коллоквиумы, лабораторные работы и т.п. – под руководством тьютора. Очевидно, что перевод высшей школы в жёсткий режим этой концепции не соответствует. Как оцениваете эффективность обучения студентов онлайн?
Важно отметить, что обсуждение было организовано в конце марта — начале апреля.
Резюмируя, Михаил Пучков отметил: «В условиях пандемии коронавируса, в режиме резкого перехода в онлайн мы находимся не в лучшем эмоциональном состоянии, поэтому нужно думать пока об этом. Онлайн-обучение — инструмент, и я верю, что он может быть очень эффективным, если содержит правильно подготовленный контент, учитывает индивидуальные особенности каждого обучающегося. Только так можно выстроить процесс на основе успеха каждого. Пока этого нет, но только пока: мы сейчас очень быстро эволюционируем».
Светлана Анатольевна Писарева констатировала: «Смешанное обучение — наше ближайшее будущее. Мы уже не сможем работать по-старому. Какой будет модель этого смешанного обучения, покажет время. Но уже сейчас мы приступили к разработке такой модели и методологии её реализации начиная с нового учебного года. Оценить эффективность подобного обучения нам тоже только предстоит».
В этом же выпуске популярного отраслевого периодического издания опубликована статья заместителя директора фундаментальной библиотеки университета Светланы Морозовой «ЛитРес» не ЭБС. Что может заинтересовать университеты в проекте «ЛитРес: Библиотека», в которой, в частности, отмечено, что именно в условиях экстренного перехода на дистанционное образование и удаленную работу этот глобальный многожанровый книжный ресурс сыграл важную роль в поддержке онлайн-обучения и эмоционального состояния преподавателей и студентов Герценовского университета, дополнив подписку на электронные ресурсы и существенно компенсировав недоступность печатного фонда университета.
Полный текст экспертного обсуждения и статьи будет опубликован на сайте журнала «Университетская книга».