Сегодня академическая наука активно старается преодолеть свою замкнутую кабинетную среду и выйти на прямой контакт со школьниками, а значит будущими абитуриентами вузов, помочь обнаружить интерес к исследовательскому поиску в той или иной научной области знания.
По мнению профессора Герценовского университета, заместителя директора по внешним и общественным связям Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук Юлии Кантор, история — такая наука, которая должна рассматриваться «в формате 3D»: документы, археология, памятники, музеи и люди. «Только при соприкосновении со всем этим можно понять, насколько профессия историка трудная, противоречивая, требующая многих качеств. Сотрудничество школы с академическим институтом сделает из школьников, независимо от того, пойдут ли он в СПБГУ или в РГПУ им. А. И. Герцена, людей, способных воспринимать историю не как данность, а как импульс к исследованию — с желанием узнать больше, найти новые факты», — подчеркивает Юлия Зораховна.
Именно для достижения этих целей был запущен проект «Факультет Общественных наук», направленный на мотивирование учащихся средней школы к более глубокой подготовке по гуманитарным дисциплинам и поступлению в профильные учебные заведения.
По словам директора СПбИИ РАН, члена-корреспондента РАН, Алексея Сиренова, академический исследовательский институт, который уже почти двести лет занимается изучением истории, весьма заинтересован в молодых исследователях и его специалисты готовы поделиться своим богатейшим опытом: «Обычно человек знает только некие связанные с историческими процессами схемы, обозначенные в учебнике, но стоит ли ими ограничиваться, ведь жизнь и история гораздо богаче в своих противоречиях. Цель — не стать всем историками, а познакомиться с тем, как изучают историю, прикоснуться к документам — тому, с чего начинается историческое исследование».
Для реализации этого проекта 18 марта было подписано отдельное соглашение между Санкт-Петербургским институтом истории РАН и гимназиями Петроградского района (ГБОУ гимназия № 67, ГБОУ гимназия № 70 и ГБОУ гимназия № 85), что является первым в своем роде опытом взаимодействия академического учреждения и средних школ. Это открывает возможность проводить практические занятия в архиве (основу которого составляют уникальные документы собрания академика Н. П. Лихачева), познакомить старшеклассников с различными направлениями исторической науки и обучить основам работы с документами, формировать эвристические навыки при анализе письменных источников.
В подписании соглашения приняли участие представители образовательных организаций — директор гимназии № 67 Екатерина Григорьева, директор гимназии № 70 Лидия Альсеитова и директор гимназии №85 Николай Смирнов. Как рассказал Николай Валентинович, который сам является выпускником исторического факультета и учителем истории, в его школе взаимодействие с СПбГУ уже ведется давно и встречи с преподавателями вуза вызывают неизменный интерес у школьников, несмотря на плотный учебный день и обилие альтернатив времяпрепровождения: «Иногда на такой лекции интерес к теме могут проявить дети, казалось, совсем не мотивированные к учебе, — и это большой успех».
В первый же день запуска проекта для гимназистов было организовано ознакомительное практическое занятие: экскурсия по зданию СПбИИ РАН — Дому академика Н. П. Лихачева. Об истории коллекций и архива рассказала ведущий архивист Научно-исторического архива СПбИИ РАН Наталья Агеева. Кроме того, юные гости смогли увидеть, как реставрируют документы, какие используются для этого технологии: этими знаниями поделилась младший научный сотрудник Юлия Баскакова. В читальном зале архива старший научный сотрудник Никита Башнин познакомил ребят с особенностями исследовательской работы при изучении памятников письменности. По его меткому выражению, специалисты архива школьников «не развлекают, а увлекают». Как предполагается, в дальнейшем в рамках программы сотрудники института будут читать лекции и проводить практические занятия с учащимися по исторической тематике, а также курировать их самостоятельную исследовательскую деятельность.
Юлия Кантор убеждена, что история для школьника может ожить через личные документы, которые есть в каждой семье: «Старая фотография, письмо, справка, конверт — это и есть сокращение исторической дистанции и при этом эвристический ход. Из этого порой вырастает архивная коллекция, музейная экспозиция или журналистский текст, способный популярно раскрыть сложный исторический сюжет».
Текст и фото: Педагогические вести