В работе форума, инициатором проведения которого является РГПУ им. А.И. Герцена, приняли участие представители 25 регионов России из 35 университетов, более 60 образовательных организаций и социальных партнёров, коллеги из Белоруссии, Узбекистана, КНР.
Заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк подчеркнул: «Для нас очень важно понимать, как меняется современный ребёнок, его психика, как влияет на него активно развивающееся информационное пространство, в которое ребёнок погружён, начиная с первых дней своей жизни. Здесь мы не обойдёмся без знаний и без труда учёных, которые работают в педагогической сфере. Это люди, которые могут, совмещая теоретические знания и практику, дать нам тот фундамент, на основе которого будут разрабатываться последующие поколения Федеральных государственных образовательных стандартов, обновляться содержание образования, создаваться примерные образовательные программы».
«У современного ребёнка гораздо большая независимость в части восприятия информации и гораздо меньшая зависимость от того культурного стереотипа, который воплощён, скажем, в его родителях, - считает ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Богданов. — Это сложный и очень серьёзный момент, который нужно где-то использовать, где-то компенсировать, и обязательно об этом следует помнить и думать».
Региональные системы образования сталкиваются с рядом вызовов: это и недостаточное знание современного ребёнка, и отсутствие чёткого понимания, как работать с современным ребёнком, как выстраивать общий мир, общую реальность и взаимодействие.
«В современном мире всё меняется очень быстрыми темпами: нынешние дети не похожи на нас и даже на тех, кто сейчас ещё только начинает взрослую жизнь. Понимать их, взаимодействовать с ними, передать им правильные ценности – задача, которую необходимо решать. Это нужно нам, нашему городу, нашей стране», — отметила начальник отдела профессионального образования и воспитательной работы Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга Виктория Василюк.
Ещё одна задача – подготовка педагогов, причём, не столько с точки зрения методологических, сколько психолого-педагогических и социо-культурных подходов. Отдельная проблема – формирование оптимальной для развития ребёнка образовательной среды. Учитывая это, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов убеждён: «Сегодня необходима междисциплинарная наука о детстве. И форум в Герценовском университете может стать объединяющей площадкой для профессионалов разных направлений, работающих в одном пространстве – пространстве детства».
С титульными докладами выступили председатель Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», первый проректор РГПУ им. А. И. Герцена, академик РАО, канд.физ-мат.наук, д.п.н., профессор Владимир Лаптев; профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена, Член Российского психологического общества, Европейской ассоциации психологии здоровья (EHPA), Межрегиональной Ассоциации когнитивных исследований, д.б.н. Елена Николаева; заведующий кафедрой философской антропологии и истории философии, директор института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Член Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерства образования и науки Российской Федерации по теологии. Почетный работник образования Российской Федерации, д.ф.н., профессор Роман Светлов; профессор кафедры психологии человека, заместитель директора по научной работе института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, член Санкт-Петербургского союза учёных, Российского общества психологов образования, д.псх.н. Анастасия Микляева и председатель ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», директор института педагогики СПбГУ, член-корр. РАО, д.п.н., профессор Елена Казакова.
Соглашение о вхождении в Герценовский образовательный округ было торжественно подписано между РГПУ им. А. И. Герцена и учреждениями дополнительного образования детей Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Городским дворцом творчества юных, Академией цифровых технологий, Академией талантов и Ленинградским областным центром развития творчества одарённых детей и юношества «Интеллект».
В течение дня участники форума продолжали дискуссии по волнующим их вопросам мира детства на «перекрёстках» медиа, игрушек, книг, музыки.
Дети тоже включились в работу: провели онлайн трансляцию детского радио «Большая перемена» центра Медиаискусств Академии талантов под руководством Алисы Шер.
Особое предновогоднее настроение создавали настоящая ёлка, привезённая накануне из питомника в Пермской области, Дед Мороз и Снегурочка, весёлые и увлекательные активности: новогоднее фотоателье, лавка сладостей, фокусники, прелсказатели, «зелёная аптека». В Колонном зале прошёл новогодний праздник Международной школы Герценовского университета.
В рамках работы форума состоялось открытое заседание Федерального учебно-методического объединения высшего образования «Образование и педагогические науки». Участники обсудили актуальные направления междисциплинарных исследований, принципы и задачи подготовки педагогов будущего, образовательную практику и современные форматы взаимодействия: «точки кипения», «Living lab».
«Если детство – это период, когда мы учимся, то для современного человека вся его жизнь – детство», — обозначила глобальность обсуждаемой темы Елена Казакова.
Запись пленарного заседания I Международного форума «Детство: самоценность настоящего».