Начиная свое выступление, Галина Ивановна Вергелес пояснила название лекции: понятие «праздник» имеет множество толкований, но в отношении начальной школы имеется в виду праздник познания, то есть получение детьми радости именно от процесса обучения.
В ходе лекции Галина Ивановна неоднократно подчеркивала, что ученик только тогда будет получать удовольствие от обучения, когда учителю будет приносить радость его работа. В подтверждение этого Г.И. Вергелес привела высказывания выдающихся деятелей прошлого: Л.Н. Толстого и В.О. Ключевского. По словам Л.Н. Толстого, «если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать ― он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученику ― он совершенный учитель». В.О. Ключевский, в свою очередь, утверждал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Безусловно, учитель начальных классов должен обладать и перечнем других педагогических компетенций. К ним Галина Ивановна Вергелес отнесла дидактические, экспрессивные, суггестивные, гностические, коммуникативные, академические, перцептивные, организаторские, конструктивные, способность к распределению внимания и ряд других, подробно пояснив каждую из них. «От педагога зависит слишком многое, и если он что-то не так понимает, у детей тоже сложится неправильное представление о мире», ― отметила Г.И. Вергелес. Она подчеркнула, что профессия учителя начальных классов является одной из самых сложных, поскольку она отличается многопредметностью, и обратилась к словам основоположника научной педагогики Я.А. Коменского: «Тот, кто мало знает, малому может и научить».
Галина Ивановна поговорила со слушателями о направлениях деятельности, создающих и поддерживающих атмосферу радости познания. В первую очередь, учитель начальных классов должен стараться вызвать у учащихся интерес к предмету изучения, проявляя свою изобретательность. Детям следует быть максимально включенными в процесс открытия нового. Также педагог призван обеспечить комфортные условия для развития каждого ученика, исключить страх за совершение ошибки в процессе учебной работы, и, кроме того, быть внимательным к росту и продвижению всех учащихся, особенно тех, кто испытывает трудности в обучении. «Учитель выступает для ребенка как образец, идеал, которому подражают», ― сказала Г.И. Вергелес, сославшись на слова Д.С. Лихачева: «Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики».
По мнению лектора, очень важно, чтобы тот, кто работает с детьми младшего школьного возраста, развивал в себе творческие педагогические способности, позволяющие решать новые задачи и находить выход из нестандартных ситуаций, которые постоянно сопровождают его работу: «Учитель ― человек творческий: он должен всегда иметь возможность выбрать какое-то неординарное решение, уметь найти путь к каждому ребенку ― от этого зависит очень многое».
«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность», ― завершила свое выступление Г.И. Вергелес высказыванием К.Д. Ушинского и дополнила его своими словами: «Эта разумная деятельность должна приносить удовольствие, тогда детям в школе будет хорошо».
Лекция Г.И. Вергелес нашла широкий отклик среди студентов и преподавателей института детства и других структурных подразделений Герценовского университета, побудив слушателей к оживленной дискуссии. Так, например, Галине Ивановне был задан вопрос, какую роль играют родители в начальном образовании. Она ответила, что родители и учителя на любом этапе образования должны быть союзниками, вместе занимаясь воспитанием детей и уделяя им достаточно внимания.
Текст и фото: Педагогические вести