Пленарное заседание конференции открыла президент Секции CID at UNESCO в Санкт-Петербурге Аэлита Евгеньевна Кондратова. «Мы продолжаем цикл наших учебно-методических мероприятий. Сегодня у нас в некотором роде репетиционное мероприятие перед Всемирным конгрессом Международного совета по танцу ЮНЕСКО, который будет проходить в апреле 2018 года. Но при этом вы должны помнить, что любая репетиция ― это очень важное событие, на котором всегда отрабатываются основные моменты и нюансы», ― отметила Аэлита Евгеньевна.
Заведующая кафедрой хореографического искусства Людмила Альбертовна Касиманова поприветствовала участников конференции и пожелала им успешного выступления. «Профессия педагога-хореографа ― многогранная, полифункциональная. Она включает в себя навыки и постановщика, и репетитора, и сценографа, и режиссера, и художника по костюмам. Для того чтобы понять, как же нам сохранить то хореографическое и педагогическое наследие, которое у нас есть, развить его и приумножить, а может быть, трансформировать и транслировать в ином качестве, мы должны вести диалог на подобных конференциях. Я очень рада, что сегодня здесь присутствует большое количество магистрантов нашего университета. Также очень важно, что именно в эти дни в Санкт-Петербурге проходит Международный культурный форум. И мы, вливаясь данной конференцией в большое мероприятие, проводимое на культурном форуме, являемся его частью», ― добавила Людмила Альбертовна.
Пленарное заседание продолжил преподаватель кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Фёдор Владимирович Лопухов с докладом «Важность изучения классического наследия для правильного подхода к профессиональному образованию хореографов и балетмейстеров-репетиторов». «Познание золотого фонда хореографического искусства, который мы называем классическим наследием, очень важно для будущих хореографов и балетмейстеров-репетиторов. В образцы классического наследия входят как целые спектакли, так и их фрагменты. Эти примеры выдержали главный экзамен ― проверку временем. Основная задача в познании классического наследия ― изучить эти сохранившиеся, ценнейшие материалы со всех сторон, в некоторых случаях разобрать детально, как конструктор», ― сказал Федор Владимирович. Также на примере одного из спектаклей-шедевров прошлого ― балета «Баядерка» он показал, что при тактичной, вдумчивой и основанной на глубоком изучении классического наследия работе балетмейстеров-реставраторов, возможно не только не разрушать первозданной основы, но и показать спектакль с лучшей стороны.
Преподаватель кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Наталья Сергеевна Злобина представила доклад «Необходимость метапредметных технологий в изучении историко-бытового (исторического) танца». «Сегодня понятие «метапредметное обучение» приобретает особую популярность, в том числе и в области хореографии. Движение в рамках узкой предметной парадигмы не только лишает возможности перспективного развития танца, но и не способствует познанию истории его вековых традиций. В системе образования артиста балета историко-бытовой танец является одной из основных дисциплин, традиционное изучение которых у большинства учеников, особенно младших классов, вызывает трудности. Движения, даже верно заученные, но исполненные механически, никогда не обретут выразительность. При обращении к смежным искусствам ― музыке, живописи, литературе, особенностям костюма, при понимании хода исторических событий, становится возможным учить ребенка разному типу деятельности, создать условия для его личностного роста», ― отметила Наталья Сергеевна.
Редактор театрального альманаха CURIUM, кандидат искусствоведения Янина Юрьевна Гурова выступила с докладом «Ольга Берг. Судьба балерины, пианистки, дирижера, педагога». Янина Юрьевна рассказала удивительную историю жизни и творчества балерины, пианистки, дирижера, педагога Ольги Максимилиановны Берг. Ольга Максимилиановна достигла высочайшего мастерства как артистка балета, концертирующая пианистка, дирижер. За дирижерским пультом она руководила внушительным театральным оркестром, а по окончании блистательной карьеры дирижера нашла себя в педагогической деятельности. Она впервые разработала и ввела «Балетмейстерский анализ партитур» ― предмет, благодаря которому многие студенты-хореографы создали свои лучшие постановки.
Также в научно-практической конференции с докладами принимали участие магистранты РГПУ им. А.И. Герцена.
После окончания научно-практической конференции в рамках семинара-практикума прошел открытый урок «Посвящение в танцоры». Дети, которые занимаются танцами первый год, продемонстрировали, чему им удалось научиться под руководством своего педагога ― магистранта РГПУ им. А.И. Герцена Александра Юрьевича Гусева. В конце урока ученики дали «обещание танцоров» и получили дневники для записей достижений.
Заведующая кафедрой хореографического искусства Института музыки, театра и хореографии Людмила Альбертовна Касиманова отметила профессионализм Александра Юрьевича и вручила ему сертификат.
Мастер-класс «Современные формы хореографии. Синтез гимнастики и фьюжн» провела хореограф-постановщик, педагог международной квалификации по классическому и современному танцу Лилия Желнина.
Организатор первой в Санкт-Петербурге школы индийского классического танца Милана Северская презентовала свою книгу «Классическая музыка Карнатака». «Эта книга ― результат 35-ти лет моей работы и исследований храмового танца. Информация, которую вы слышите, уникальна, она никогда не освещалась для европейской аудитории», ― поделилась Милана Северская.
В завершение конференции магистрант Герценовского университета Александр Гусев провел мастер-класс «Латина как основа эстрадного шоу».
Всем участникам CID at UNESCO «Диалог искусств. Метапредметный подход в современном образовании» были вручены сертификаты об участии в мероприятии.
Подобные научно-практические конференции и информационно-консультативные семинары-практикумы организовывают Санкт-Петербургское Представительство CID at UNESCO, CID SPB Academy, кафедра хореографического искусства Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена для руководителей коллективов художественно-эстетического направления, преподавателей творческих дисциплин, педагогов-хореографов, педагогов дополнительного образования, фитнес-тренеров, учителей физкультуры и ритмики, арт-терапевтов.
Целью курса является повышение профессионального уровня преподавателей художественно-эстетического цикла, специалистов в области хореографии и спортивно-оздоровительного направления.
Фото и текст: Педагогические вести