Летняя оздоровительная кампания в этом году в большинстве регионов России начнётся с 1 июля. Такую рекомендацию дали в Министерстве просвещения РФ. Конечно, пандемия вносит серьёзные коррективы в организацию этого процесса, но главное, что дети не останутся без свежего воздуха, интересных и полезных развлечений, новых друзей.
Современные детские оздоровительные лагеря – наследники советских пионерских лагерей, которые появились еще в 20-е годы прошлого столетья. Городские ребята выезжали за город вместе с вожатыми, жили в палатках, занимались спортом, пели патриотические песни, маршировали под звуки горна и барабана, а также работали в колхозах. Сегодняшние детские лагеря отдыха могут похвастать куда более комфортными условиями и разнообразным досугом. И в этом немалая заслуга вожатых.
Студенты РГПУ им. А. И. Герцена каждое лето работают вожатыми в лагерях Ленинградской области и других регионов страны. Вожатская практика давно стала любимой традицией, и это лето не исключение. Герценовцы ждут наступления школьных каникул, чтобы вновь встретиться со своими подопечными.
В нашем университете профессионально готовятся к вожатской практике – медиацентром университета отснят целый курс онлайн лекций для студентов.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Наталья Смирнова рассказала будущим вожатым о главных особенностях работы в детских оздоровительных лагерях.
«Первое, что нужно понимать вожатому, то, что он находится с детьми в лагере 24 часа в сутки. Причем ночью вожатый тоже работает, к этому нужно быть готовым. Вторая особенность – отсутствие родителей и домашних условий. Не каждый ребенок, который приезжает в лагерь, готов к совместному проживанию с другими детьми и к лагерному быту. Дети начинают тосковать по родителям или проявлять недовольство. Кроме того, практически всегда – это сборный коллектив. Еще один важный момент – режим дня. Не все современные дети его соблюдают и поэтому зачастую им бывает трудно привыкнуть к четкому режиму дня в лагере. Ну и самое главное, что должен понимать вожатый: он должен сочетать в себе все функции: и родителя, и учителя, и педагога дополнительного образования».
Одна из первых задач, которые предстоит решать герценовцам-вожатым – помощь в адаптации ребятам в новой обстановке.
«Адаптация – это системная реакция организма и психики на изменяющиеся условия и требования окружающей среды. Она идет по двум направлениям: физиологическая и социально-психологическая. Как можно увидеть нарушение адаптивного процесса? Это скорее всего поведенческие процессы. Некоторые дети становятся агрессивными и конфликтными, чрезмерно подвижными, упрямыми, обидчивыми, могут отказываться выполнять просьбы, кто-то проявляет тревожность, уходит в собственные фантазии и страхи», — о том, как справится с адаптивным процессом рассказала кандидат психологических наук доцент кафедры психологии развития и образования Наталья Сомова.
Педагоги Герценовского университета рассказывают обо всех аспектах, особенностях и секретах работы вожатых в ДОЛ. От нормативно-правовой деятельности до правильной организации режима дня.