Для обсуждения ключевых аспектов развития педагогического образования и перспектив деятельности УМО Герценовский университет объединил 14 ректоров, 31 проректор и свыше 40 руководителей структурных подразделений российских вузов. Открывая пленум, ректор В.П. Соломин выразил уверенность в том, что особая атмосфера Герценовского университета поспособствует объединению усилий для развития педагогического образования в России.
— Я думаю, что пришло понимание особой важности развития педагогического образования. Многое, правда, еще впереди, — отметила советник Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Н.А. Яковлева. Она охарактеризовала результаты деятельности рабочей группы по институциональным изменениям в педагогическом образовании, созданной при Минобрнауки, куда входил первый проректор Герценовского университета С.А. Гончаров, как позитивные. Раскрыв возможности ФГОС, в том числе, в применении сетевого обучения, Н.А. Яковлева подчеркнула: «ФГОС 3-го поколения носят промежуточный характер, мы уже приступаем к формированию ФГОС 4-го поколения, ориентированных на укрупненную группу направлений подготовки и специальностей. Новые стандарты опираются на доверие к профессиональному образовательному сообществу. Образовательные организации в полной мере берут ответственность за качество подготовки выпускников».
Выступление ректора Герценовского университета В.П. Соломина «Развитие педагогического образования: опыт интеграции профессионального сообщества» было посвящено осмыслению роли УМО и Сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России». По мнению В.П. Соломина, именно педагогическое образование обеспечивает развитие образования в целом. «Развитие педагогического образования сегодня не может происходить автономно, лишь в отдельных вузах, — подчеркнул В.П. Соломин. – Герценовский университет объединяет вокруг себя более 150 вузов из всех федеральных округов России. И мы убедились в важности такой работы. Герценовский университет визит свою миссию в сохранении и развитии педагогического образования как самостоятельной сферы профессиональной подготовки специалистов с профильным высшим образованием».
В докладе «О стратегическом партнерстве УМО вузов и РАО по научно-методическому обеспечению российской системы образования» президент Герценовского университета, вице-президент РАО Г.А. Бордовский рассказал об истории создания УМО по направлениям педагогического образования и поделился своей точкой зрения на роль УМО в преобразовании педагогических вузов, повышении их конкурентоспособности. «Мы не сможем сохранить систему образования, если в стране не будет системы педагогического образования» — акцентировал внимание участников пленума Г.А. Бордовский.
Ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина А.А. Федоров представил некоторые дискуссионные результаты проекта «Новые лидеры высшего образования», осуществленного бизнес-школой «Сколково». В нем отражено видение «нового педагога», проанализированы задачи, которые, возможно, будут стоять перед системой образования через 10-15 лет.
Первый проректор Герценовского университета С.А. Гончаров в докладе «Направления деятельности УМО в контексте развития сетевого взаимодействия вузов» рассмотрел деятельность УМО с позиций межотраслевой интеграции, реализации экспертно-аналитической функции.
После небольшого перерыва пленарное заседание продолжилось докладами проректора МПГУ Л.А. Трубиной и ректора Восточно-Сибирской государственной академии образования Н.А. Перязева. Л.А. Трубина раскрыла особенности модернизации педагогического образования на современном этапе, а также сформулировала основные задачи, стоящие перед учебно-методическими объединениями. Доклад вызвал дискуссию среди участников пленума. Н.А. Перязев затронул проблему качества педагогического образования и рассмотрел направления его реформирования.
Участники пленума высоко оценили уровень сделанных докладов, отметили актуальность проблем, многие из которых в контексте деятельности УМО сформулированы впервые.
Позже в Гербовом зале, в рамках пленума Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования, прошло заседание круглого стола. «Векторы интеграции профессионального сообщества в реализации Концепции поддержки развития педагогического образования» — так была сформулирована тема дискуссии. В докладах, представленных к обсуждению, были сформулированы основные аспекты изменений содержания педагогического образования, его модернизации, на современных этапах; были рассмотрены различные модели подготовки учителей, вопросы стандартизации высшего педагогического образования. Безусловно, каждой из этих тем можно посвятить отдельный круглый стол, но перед экспертами стояла задача чётко обозначить направления работы и найти возможные пути решения острых проблем.
Начальник управления организационно-методического обеспечения и сотрудничества в педагогическом образовании РГПУ им. А.И. Герцена А.В. Долматов в своем выступлении рассказал о модели деятельности УМО по направлениям педагогического образования в формате сетевого взаимодействия вузов. По его мнению, стоит призывать учебно-методические объединения к сотрудничеству для решения актуальных проблем образования.
Подробнее — электронный спецвыпуск газеты «Педагогические вести» №10 (266) 2014.
Мероприятие получило освещение в прессе — подробнее в разделе «СМИ о нас» за 21 февраля 2014 года.
Для просмотра видеосюжета необходимо кликнуть по изображению: