Открыл общественные слушания председатель Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых (СПб РО ВОС) Алексей Борисович Колосов: «Для нас большая честь быть принимающей стороной в сегодняшнем мероприятии, которое реализуется в рамках важного проекта, связанного с актуальной проблематикой доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Я убежден, что в этой сфере еще далеко не все доведено до совершенства, поэтому нам еще есть о чем поговорить». Алексей Борисович подчеркнул, что он очень благодарен Герценовскому университету и, в частности, Ресурсному учебно-методическому центру (РУМЦ) РГПУ им. А.И. Герцена в лице директора Виталия Зораховича Кантора и заместителя директора Александра Петровича Антропова за то, что в очередной раз эта тема поднимается на столь представительном уровне, и высказал уверенность в том, что сегодняшний продуктивный диалог непременно будет иметь продолжение. Также он выразил благодарность другим стратегическим партнерам СПб РО ВОС в области реабилитации инвалидов по зрению ― Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых и слабовидящих, Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению», а также своим коллегам ― представителям Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества глухих и каждому, кто решил принять участие в мероприятии.
С приветственным словом к участникам встречи обратился директор РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, директор института дефектологического образования и реабилитации Виталий Зорахович Кантор: «То, что мы сейчас обсуждаем вопросы инклюзии в высшей школе открыто и прямо и, более того, ставим перед собой конкретные задачи ― чрезвычайно важно. Но задачи надо не только ставить, но и решать. Поэтому хотелось бы, чтобы сегодня мы общими усилиями выявили имеющиеся болевые точки и нашли пути решения тех вопросов, которые обнаруживаются в этом процессе».
|
|
В ходе слушаний были затронуты актуальные проблемы общественно-государственного взаимодействия в сфере обеспечения доступности вузовского образования для молодых людей с инвалидностью. В частности, речь шла о трудностях довузовской подготовки лиц с ОВЗ и их адаптации в вузовском коллективе. Директор центра культурно-спортивной реабилитации СПб РО ВОС, инвалид по зрению Борис Александрович Спиваков затронул вопрос толерантности. В этой связи В.З. Кантор, согласившись с тем, что подлинно толерантное отношение к студентам-инвалидам не всегда присутствует в вузовской среде, высказал мнение о необходимости включения в образовательные программы специальных дисциплин, направленных на формирование у студентов адекватного отношения к лицам с инвалидностью. В свою очередь, и сотрудники вузов должны проходить повышение квалификации по вопросам работы с инвалидами: «В этом направлении мы уже ведем активную деятельность, РУМЦ осуществляет повышение квалификации педагогов, обучающих студентов с ОВЗ. Так, в прошлом году на базе РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена свою квалификацию в этой сфере повысили 242 работника вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а с ноября нынешнего года мы планируем новый набор еще не менее 200 человек на бесплатное обучение на соответствующих курсах».
|
|
Руководитель организации «Незрячие специалисты» Нина Константиновна Балан осветила проблему, которая также касается многих студентов с инвалидностью, ― момент психологической адаптации к новым условиям, когда на начальном этапе требуется особое внимание и поддержка. Она вспомнила свой опыт получения высшего образования и отметила, что нынешним студентам приходится сложнее ― вероятно, это связано с недостаточной подготовленностью детей к обучению в вузе. «Я вижу проблему в домашнем воспитании. Семьи виноваты в «занянчивании» детей, а школы ― в развитии иждивенческого подхода в жизни, ― заметила Н.К. Балан. ― Чтобы добиться какого-то успеха, сам ребенок должен почувствовать себя взрослым и самостоятельным». Она отметила, что учебный процесс за последние годы сильно изменился: студенты должны многое уметь, но при этом они имеют больше возможностей и обладают доступом к современным техническим средствам. Продолжая тему адаптации учащихся, В.З. Кантор напомнил, что в РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена создан центр коллективного пользования специальными техническими средствами обучения, где оборудованы рабочие места в том числе для незрячих студентов; при этом Герценовский университет заинтересован в том, чтобы предоставлять их в пользование всем нуждающимся в технической поддержке студентам.
|
|
Участники общественных слушаний на своем примере показали, что при желании и должной поддержке близких каждый может добиться успехов в вузовском обучении и профессиональной самореализации. Так, член ВОС, инвалид по зрению Алексей Владимирович Фетисов поделился своим опытом получения высшего образования: «Я живой пример инклюзии, и свой путь от первоклассника до кандидата наук прошел инклюзивно ― в коллективах, где учатся и работают здоровые люди. Поэтому я могу с уверенностью говорить, что все реально, и это факт». Алексей Владимирович выдвинул три предложения относительно того, как сделать высшее образование более доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь, он отметил необходимость включения в региональный перечень технических средств реабилитации портативных компьютеров и смартфонов. Также, по его мнению, важным является предоставление людям, уже имеющим высшее образование, но ставшим в дальнейшем нетрудоспособными вследствие инвалидности, возможности получить второе высшее образование на бюджетной основе. Кроме того, он указал на то, что необходима реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для людей с инвалидностью.
Директор Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих Ольга Юрьевна Устинова, вновь обратившись к теме толерантности, высказала уверенность в том, что начинать воспитание толерантности у детей необходимо еще со школьной скамьи. Она рассказала о проектах и циклах мероприятий по развитию толерантности у детей и взрослых, реализуемых библиотекой и находящих широкий отклик у ее читателей.
В ходе мероприятия были затронуты и проблемы вузовского обучения лиц с нарушениями слуха. По мнению начальника отдела кадров и организационной работы Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества глухих Юлии Сергеевны Хорошайловой, чаще всего люди с нарушениями слуха только в вузе впервые сталкиваются с необходимостью написания конспектов и самостоятельной работы с литературой. И не все оказываются к этому готовы, особенно на первых курсах обучения. Часто такие студенты просто не успевают записывать лекции, потому что при отсутствии сурдопереводчика им параллельно приходится и читать с губ, и вести запись, а многие термины им незнакомы. «На первых курсах глухим студентам очень нужна поддержка. Дальше становится легче, но в смешанных группах другие студенты не всегда их принимают сразу, ― отметила Юлия Сергеевна. ― А после получения диплома начинаются новые проблемы: ребята не знают, куда им идти дальше, потому что им сложно найти работу по специальности».
Одной из участниц слушаний стала главный специалист отдела профессионального образования Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Карина Фурмановна Ибашян. В своем выступлении она в контексте идеи преемственности среднего профессионального и высшего образования лиц с инвалидностью подробно рассказала о региональной системе среднего профессионального образования, представленной 48 учреждениями, в 10 из которых могут учиться лица с ОВЗ.
|
|
Своими мнениями по вопросам инклюзивного образования поделились и непосредственные участники процесса: студенты ― инвалиды по зрению и представители родительских общественных организаций. Незрячие и слабовидящие студенты вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассказали о трудностях, с которыми они сталкиваются в ходе обучения, но подчеркнули, что все проблемы решаемы. Студент магистратуры Института дефектологического образования и реабилитации Герценовского университета Владимир Валерьевич Казанкин отметил, что зачастую у лиц с ограниченными возможностями здоровья возникает потребительское отношение к обществу, но они должны, несмотря на все сложности, стараться самостоятельно решать свои проблемы, не рассчитывая исключительно на поддержку извне. «Трудности есть у всех. Но если вы чего-то хотите достичь в высшем образовании, то обязательно это сделаете», ― заявила педагог-психолог Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Юлия Михайловна Ломакина, обучающаяся в настоящее время в магистратуре Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена.
Подводя итоги общественных слушаний, Виталий Зорахович Кантор отметил, что необходимо выстроить своего рода образовательную вертикаль: от обучения лиц с ОВЗ в школе с эффективной профориентационной работой в ней, охватывающей в том числе семью как ресурс профориентации, через сопровождаемое обучение в вузе к успешному трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускника, которое включало бы в себя и информационно-просветительскую поддержку потенциального работодателя. При этом он указал на важность взаимодействия между системами среднего профессионального и высшего образования лиц с инвалидностью и ОВЗ. «Если мы выстроим такую вертикаль на основе межведомственного профессионально-общественного взаимодействия, то наша сегодняшняя дискуссия не останется просто разговором, и мы сможем дальше продуктивно работать над решением вопросов образовательной интеграции лиц с инвалидностью и ОВЗ, на что нас и нацеливает государство», ― отметил Виталий Зорахович.
В течение всего мероприятия для партнеров Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ РГПУ им. А.И. Герцена велась видеотрансляция в режиме онлайн.
Текст и фото: Педагогические вести