|
Текст и фото: Педагогические вести |
Докладчица акцентировала внимание слушателей на определении понятия «постмодернизм». Этот термин появился в конце XIX ― начале XX века: В 1870 году художник Джон Чампен, описывая искусство, пришедшее на смену импрессионизму, впервые назовет его постмодернизмом, а в 1914 году Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры» даст определение постмодернизма как кризиса европейской цивилизации.
Лектор заявила, что многие исследователи считают, что постмодернизм символизирует усталость человечества, пессимизм, скептицизм, разочарование в идее и достоверности знаний. Он противопоставляется модернизму, воплощающему прогресс, рациональность, веру в идеалы, оптимизм. В основе постмодернистского мышления лежит плюрализм, т.е. множественность смыслов и приемов. Вот почему в текстах англоязычных авторов-постмодернистов часто встречаются такие приемы, как нелинейность времени; прошлое, настоящее и будущее, словно, сливаются воедино. В таких произведениях появляется описание лабиринта как символа изменчивости, хаотичности мира.
Одной из особенностей постмодернистских текстов Зинаида Марковна назвала интертекстуальность: «Это межтекстовый диалог, сложное взаимодействие текстов, каждый текст ― это запутанный лабиринт следов, рассеиваний смыслов, ассоциаций». Она рассказала, что смыслообразующим принципом постмодернистского искусства является иронизм, когда автор, с одной стороны, придумывает увлекательный сюжет, а читатель-интеллектуал получает интерес от иронии, которую автор вплетает в ткань повествования.
«В целом вся постмодернистская литература концентрируется вокруг знания. Она этим близка к детективу. Текст не претендует на отображение реальности, а вовлекает читателей в процесс интерпретации текста, нахождения разных смыслов, философствования», ― сказала лектор. Зинаида Марковна Чемодурова подытожила: «Принципы интеллектуальности и мифологичности, присущие постмодернистским произведениям, характерны не только для англоязычной литературы, но и современной русской».
Тема вызвала неподдельный интерес слушателей ― студентов, аспирантов, и преподавателей университета. В завершение встречи докладчица ответила на многочисленные вопросы аудитории.
Мероприятие прошло в рамках цикла «Герценовские академические чтения».