|
Текст и фото: Педагогические вести |
С приветственным словом от имени ректора РГПУ им А.И. Герцена Сергея Игоревича Богданова к участникам мероприятия обратился проректор по инклюзивному образованию Виталий Зорахович Кантор. Он напомнил, что в рамках осенней сессии проекта «Педагогические сезоны» запланированы новые интересные лекции, встречи, круглые столы. «Сегодня нас объединила в этом зале магия места, и в первую очередь магия имени Николая Николаевича Малофеева, вице-президента РАО, академика РАО, профессора, который любезно согласился прочитать цикл публичных лекций, посвященных проблемам специального образования и инклюзии», — отметил Виталий Зорахович, представив автора лекции.
В начале своего выступления Н.Н. Малофеев подчеркнул, что «российское специальное образование рождалось на петербургской земле, где когда-то, в силу разных причин, удалось создать уникальную школу европейского класса».
Николай Николаевич дал экспертную оценку мнению о приоритете Санкт-Петербурга в создании системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, напомнив историю создания в XIX веке петербургской школы для детей с нарушением слуха: «Санкт-Петербург — родина специального образования в силу того, что, во-первых, это столица Российской империи, а во-вторых, этот город ориентирован со дня основания на запад. Мы позаимствовали модель деятельной благотворительности, которая со временем впитала национальные российские традиции. Средоточием практики и теории был Санкт-Петербург».
Как отметил ученый, в ходе многолетнего научного соперничества двух столиц — Москвы и Ленинграда (Петрограда) — в советское время формируются две логопедические школы, которые практически не перекрещиваются: «В Ленинграде был создан институт мозга, институт психоанализа; выпускались научные журналы, посвященные вопросам дефектологии. Москва отвергает то, что было создано в Петрограде. Ленинград и те регионы, которые были на него ориентированы, получили очень хорошую педагогическую базу в лице Герценовского университета (ЛГПИ). Первооснователи дефектологических школ Москвы и Ленинграда работали “рука в руку”, дефектологические факультеты в педагогических вузах были открыты практически одновременно».
Н.Н. Малофеев убежден, что специальная школа родилась в христианской культуре европейской цивилизации как форма защиты «инаких» от агрессивного населения: «В странах ислама никогда не было потребности ни у правящих слоев, ни у родителей дать школьное образование ребенку. Это абсолютно европейская идея».
Сегодня Герценовский университет сохранил пальму первенства в области инклюзии несмотря на все исторические сложности, несмотря на трагедию Отечественной войны и блокады, когда специализированные школы были эвакуированы. Николай Малофеев подчеркнул: «Именно в Ленинграде в начале 90-х годов специалисты-дефектологи впервые заговорили про инклюзию, про раннюю помощь. В Москве в какой-то момент стали закрывать специальные школы или просто укрупнять их, а Санкт-Петербург принял абсолютно взвешенное решение: в разумном получении инклюзивного образования предполагается получение качественного образования, которое позволит необычному ребенку жить достойной, полноценной жизнью, какой живут его сверстники. И “заказчиками” такого образования должны стать родители».