Воспоминания о военных днях учительницы Марии Николаевны Пашковой, которая всю войну прошла в медико-санитарном батальоне медсестрой.
«…Принимая присягу, разве думала я, что боевая судьба поведёт меня от Сталинграда до Берлина, от Волги до Одера? Бои Сталинградского фронта, затем – Центрального, Курско-орловская битва, дальше – 1-й Белорусский фронт, через заснеженные поля, Польша, Берлин… Битва за Сталинград. Земля пропиталась металлом и человеческой кровью. Когда я вышла из палатки, вижу: в снегу засыпан человек. Раненый в спину, он лежал лицом вниз, зияла рана, хрип в лёгких, как в мехах гармошки. Бинтом закрыла рану и потащила его. У крыльца мне помогли донести раненого до операционного стола. Спустя много лет, в 1988 году, я прочла в газете «Правда» статью, в которой тот спасённый мною человек рассказал об этом случае, назвал мою фамилию. Он стал директором Красноярского сельхозтехникума.
Бесконечные операции и перевязки. Когда ранило нашего хирурга, второй хирург сам перелил ему свою кровь. Требовалось много крови, мы все её сдавали. За это давали стакан компота и два часа сна. Я за годы войны сдала 25 литров крови, есть удостоверение почётного донора.
Наконец, мы на подступах к Берлину. Ночь, лес. Большой бой. Взрывной волной нас выбросило из машины. У меня левая рука в запястье оказалась сломана, голова ранена. Потеряла сознание…
И снова работа. Кормили медиков плохо. Суп – неизвестно, что в нём варилось: не было ни крупы, ни картошки, подсоленная вода. Второе блюдо – манная каша, детская порция, с горьким подсолнечным маслом. Вместо хлеба – сухарь 50 грамм. Врачи получали дополнительный паёк, и ночью им приносили по стакану чая. А нам не было и кипятка. Раненых поступало очень много. Землянки, палатки и хаты были переполнены. Окна закрывали соломой – стёкла выбиты. На землю ставили снарядную гильзу с бензином и крупной каменной солью для освещения помещения, фитиль был из бинта. Копоть, душно, пахло кровью, махоркой. Санитары вносили тяжелораненых. Раненые просили пить, а им нельзя. Они умоляли, я пробиралась между ними, смачивала губы мокрым бинтом, уговаривала: «Потерпите! Сейчас кровь вольём, операцию сделаем». Не разгибаясь: уколы, кислород, грелки, капельницы. Не выходя из помещения, не зная, где находимся. Ночью прибываем и ночью уезжаем».
Мария Николаевна Пашкова
Материал записала Ольга Данилова
Акция «Научный полк» проводится Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с подведомственными образовательными организациями высшего образования и научными организациями уже не первый год. Мы будем рассказывать о студентах и преподавателях Герценовского университета в годы Великой Отечественной войны, о вкладе научных коллективов в Победу, о том, как развивалась наука в период Великой Отечественной войны и о ее восстановлении в послевоенные годы. Основная цель проекта – способствовать информированию широкой общественности о достижениях советской науки и учёных, внёсших поистине весомый вклад в борьбу за свободу и мир.
Материал подготовлен газетой «Педагогические вести» и музеем РГПУ им. А. И. Герцена