Масштабный фестиваль-праздник «Книжный маяк Петербурга» для всех любителей литературы, поэзии и музыки включил в себя прямые трансляции из Зимнего сада фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена, организованные совместно с многолетним университетским проектом «Герценовские литературные встречи». Модератором мероприятий выступила профессор кафедры русской литературы Мария Черняк, организатором — директор фундаментальной библиотеки Натела Квелидзе-Кузнецова.
Акцентом первого дня фестиваля, 12 февраля, стало знаменитое античное изречение «Познай себя». Широкая аудитория YouTube-канала фестиваля и гости Зимнего сада познакомились с новым проектом студентов филологического факультета под названием «Научно-творческая лаборатория Герценовского университета ‟ДЕТЛИТ”». Герценовцы попробовали ответить на вопрос «Зачем современному студенту читать детскую литературу?». Убедительным ответом на него стал представленный проект, выполняющий роль навигатора в современной детской и подростковой литературе. Студенты создали в соцсетях ресурс, полезный для всех читающих — школьников, учителей, библиотекарей, специалистов в области детской литературы, родителей. Ведь детская литература помогает познать самого себя не только маленькому читателю, но и взрослому.
Куратору лаборатории Марии Черняк удалось собрать команду увлеченных и влюбленных в детскую литературу студентов: «Важно учитывать, что лаборатория выполняет определенные учебные функции. Мы постоянно учимся друг у друга». Чем может быть интересно и полезно чтение детской литературы не только детьми, рассказала магистрант Елена Цветкова. Студенты 2 курса открыли детали своей идеи. Татьяна Назарова представила рубрики проекта, ее однокурсница Яна Косовская обратила внимание на роль визуальной литературы для современного поколения юных читателей. Об уже взятых и планируемых специально для проекта интервью с детскими писателями и технической стороне рассказала Маргарита Овчинникова, а Александра Ключкина определила будущие направления работы.
В тот же день в Зимнем саду состоялась еще одна встреча — «Разговор с писателем: Денис Драгунский». Мастер короткой прозы рассказал не только о недавно вышедшей — двадцать третьей — книге, но и о творчестве, методе, жанрах, о взгляде на жизнь и литературу.
Так, Денис Драгунский прокомментировал одну из своих любимых литературных форм — новеллу. «Что бы ни случилось в новелле, читатель скажет: ”Ну, я так и знал!‟ Там всегда что-то должно произойти. Новелла хороша тем, что она дает простор для додумывания, дает возможность читателю поучаствовать в процессе сотворчества. Новелла всегда вызывает вопросы о том, что осталось за кадром. Что могло быть до? Что могло быть после? Во всяком случае, мои читатели активно комментируют новеллы».
Денис Викторович прочитал рассказ из книги «Третье лицо» и ответил на вопросы читателей об этике современного писателя, любимых книгах, блогерстве, отражении пандемии в художественных текстах.
Профессор Мария Черняк стала модератором еще двух фестивальных встреч. Во второй день, 13 февраля, гостями фестиваля стали писатели Алексей Слаповский и Павел Селуков.
Александр Слаповский рассказал о своём романе «Недо», вошедшем в рейтинг самых покупаемых книг по версии «Литературной газеты». «Это книга о том, как много в нашей жизни не завершено, не досказано, не долюблено», — так формулирует автор основную идею произведения. Главный герой несколько раз возвращается к написанию своего незавершённого романа, каждый раз переписывая его заново и переосмысливая собственную жизнь.
Книга не зря снискала такую популярность у читателей, ведь тема незавершённости, так или иначе, близка каждому.
Павел Селуков в беседе с Марией Черняк рассказал о не только о своём творчестве, но и о своей непростой судьбе, а также о том, как он увлёкся чтением в подростковом возрасте, как, будучи уже взрослым, благодаря случайности попал в журналистику, а затем по совету коллег решил попробовать свои силы в писательстве. Впоследствии многие факты биографии писателя нашли отражение в его произведениях.
Подробнее о фестивале см.: https://piterbook.com/
Текст и фото: Педагогические вести