В Дискуссионном зале на площадке «Взаимодействие вуза и школы в региональных системах образования: проблемы и перспективы» обсуждались проблемы и перспективы взаимодействия вуза и школы в региональных системах образования. Модераторами площадки стали директор НИИ проблем педагогического образования, академик РАО А.П. Тряпицына и директор Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, чл.-корр. РАО С.А. Писарева.
«Сегодня мы собрались, чтобы определить точки роста, укрепить связь школы и вуза, оказать реальную научно-методическую помощь школе, учитывая опыт регионов», – отметила Алла Прокофьевна. С докладами, описывающими региональный опыт работы, выступили ректор КГПУ им. В.П. Астафьева В.А. Ковалевский, и.о. ректора ОмГПУ Г.В. Косяков и главы других педагогических вузов страны. Так, В.А. Ковалевский рассказал о проблеме закрепления молодых учителей, об опыте взаимодействия вуза с педагогическим лицеем и о педагогической интернатуре.
На дискуссионной площадке «Школа как субъект образовательной политики: миф или реальность?» в Мариинском зале говорили о школе как субъекте, объекте и главном исполнителе государственной образовательной политики. Профессор СПбАППО И.В. Гришина задала тон дискуссии, определив главную позицию субъектности школы в ее коллективном характере. Профессор кафедры «Философия и мировые религии» ДГТУ Н.Ю. Склярова представила доклад «Организация взаимодействия “школа-вуз” в рамках многопрофильного научно-образовательного кластера». Модераторами площадки выступили начальник управления организационно-методического обеспечения сотрудничества в педагогическом образовании И.Э. Кондракова и профессор А.В. Тряпицын.
Научно-практический семинар «Пространство русистики в современном мире» (модераторы – профессор Е.А. Хамраева и заведующая кафедрой русского языка В.Д. Черняк) был посвящен вопросам культурной грамотности и речевой культуры молодежи, современной литературе в школе и вузе, культуре речи современного учителя в условиях динамики языковых норм. Обсуждались вопросы лингвоконцептологии, культурологии, литературы и психологии.
В Фундаментальной библиотеке Герценовского университета состоялся мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога: от теории к практике». Мероприятие открыла директор Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена Л.А. Цветкова. Она отметила важность сохранения психологического здоровья в жизни современного ребенка. Доценты А.Н. Кошелева и И.М. Богдановская рассказали о конструкторе, позволяющем создать здоровьесберегающие технологии, которые можно внедрять в различные школы. Доцент Института психологии В.Ф. Луговая продемонстрировала на практике авторскую технологию по выявлению у себя эмоционального выгорания. Методика заключается в использовании рисунка для передачи своего внутреннего состояния. Участники мастер-класса смогли на собственном опыте убедиться в продуктивности разработанных методик. Модераторы уверены, что здоровьесберегающие технологии необходимы сегодня в процессе обучения. «Реализация технологий уже осуществляется в рамках внеурочной деятельности в школе. Особенно эффективно они работают с интеллектуальным компонентом, рефлексией», — добавила доцент Института психологии И.М. Богдановская.
В Павловском зале состоялось заседание круглого стола «Сетевое пространство вузов: надежды и разочарования». Модераторами выступили начальник учебно-методического управления Н.О. Верещагина, заместитель директора Института педагогики Е.Н. Глубокова, директор Института детства А.Г. Гогоберидзе. Тематически программа круглого стола была разделена на 3 блока. Первая часть была посвящена сетевому взаимодействию вузов в пространстве проекта модернизации педагогического образования. Доклады второй части освещали опыт реализации образовательных программ в сетевой форме. Третий блок содержал обсуждение проектирования сетевого пространства вузов в электронной информационно-образовательной среде.
В Гербовом зале состоялась дискуссионная площадка «Учебно-методическое обеспечение реализации предметных концепций». Модератор площадки — руководитель экспертного совета, научный руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» профессор А.А. Данилов. Спикерами на площадке выступили ректор АПКиППРО Е.Ю. Малеванов, Уполномоченный по правам ребенка в Москве, член Экспертного совета при Правительстве РФ Е.А. Бунимович, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО Л.Г. Петерсон. В рамках дискуссии докладчиками поднимались вопросы участия организаций дополнительного профессионального педагогического образования в обеспечении реализации предметных концепций, модернизации исторического образования в свете реализации предметных концепций, формирования метапредметных результатов образования.
В Большом конференц-зале состоялся круглый стол «Инклюзивное образование: декларации и реалии». Модераторами выступили и.о. директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», вице-президент и академик РАО Н.Н. Малофеев, директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантор. Участники Круглого стола затронули в обсуждении проблемы инклюзивного образования, модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ, вопрос условий для психологической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ.
Модераторами и участниками студенческого телемоста «Студенческое самоуправление в современном университете: поиск меры» стали уполномоченный по правам студентов в РФ А.М. Хромов, председатель Совета обучающихся РГПУ им. А.И. Герцена, уполномоченный по правам студентов в Санкт-Петербурге И. Бискуп, начальник управления развитием воспитательной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена Р.У. Богданова, доцент РГПУ им. А.И. Герцена Г.Ю. Иконникова, заместитель декана факультета истории и социальных наук В.А. Райкова и другие гости ассамблеи. В центре внимания участников телемоста оказались вопросы студенческого самоуправления и проблемы инклюзивного образования в России. А.М. Хромов в своем выступлении заметил, что «за последние годы в российском образовании произошел прорыв: студенты стали включаться в управление вузов». Эта тенденция не является уникальной для нашей страны, речь идет о международном тренде. В.А. Райкова добавила, что «студенческое самоуправление — это важное средство поддержания корпоративной культуры вуза». Обсуждение темы мероприятия осуществлялось при активном участии представителей других учебных заведений. В ходе телемоста на связь вышли представители ряда университетов из разных городов России, в том числе из Москвы, Краснодара, Омска, Екатеринбурга, Уфы и Севастополя.
Фото: Педагогические вести