Большинство героинь в русской литературе объединяет красота и «тяжелая судьба». Специалист в области гендерной лингвистики, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Ефремов в интервью газете «Аргументы и Факты» рассказал о том, почему женщины у классиков всегда несчастны, чем могут быть опасны диснеевские принцессы и нужны ли нам в речи феминитивы.
«Много ли у нас книг про счастливых мужчин? Литература ведь в первую очередь и призвана описывать тяжесть страданий, непростые судьбы. Именно через сострадание происходит нравственное очищение читателя, катарсис, о котором говорил еще Аристотель», — уверен Валерий Анатольевич.
Сегодня многие произведения классиков воспринимаются нами совершенно иначе. «Шейминг, абьюзинг и объективацию» видит современный читатель в романе «Униженные и оскорбленные». Не говоря уже о текстах Достоевского, которые с точки зрения новой этики «поколения снежинок» – тех, кто рожден после 1989 года в благополучных условиях – чудовищны. Подобное происходит повсеместно, не только в русской литературе. Для многих американцев XXI века образ Мамушки из легендарного фильма «Унесенные ветром» выглядит карикатурой. Хотя темнокожая нянечка там бесконечно добра и мила, платформа НВО даже убрала фильм из своего каталога.
«Думаю, что такие культурные ревизии будут продолжаться, но страшно, если они закончатся уничтожением «неудобной» для кого-то литературы и искусства. Все же тексты прошлых веков нужно читать с определенной оптикой, по возможности изучая исторические обстоятельства, а не огульно осуждая героев со своей колокольни», — считает Валерий Анатольевич.
Полностью интервью можно прочитать на сайте издания.