Этой осенью состоялась проектная школа Life Science School, которая как нельзя лучше показала необходимость и актуальность технопарка в Герценовском университете. Мы поговорили с участницей проектной школы студенткой 1 курса факультета биологии Дарьей Дорофейской о том, насколько был важен и интересен опыт проектной школы, а также о том, что будет значить для студентов открытие технопарка универсальных педагогических компетенций.
– Ваше знакомство с возможностью работы в технопарке началось с Life Science School, в которой вы принимали участие. Расскажите об опыте работы в проектной школе.
– Заинтересовалась школой Life Science School я после того, как ссылку на регистрацию и предложение поучаствовать выложили в паблике биологического факультета. После этого сразу встал вопрос о выборе темы исследования. Наша команда оказалась самой малочисленной, всего шесть человек. Что касается тематики, то она была биологическая, но больше с углублением в физику и химию. Сейчас мы продолжаем работу уже не в рамках проектной школы, а на базе Политехнического и Герценовского университетов. После нее мы занимались в лабораториях на химическом факультете. Наш коллектив разрабатывает фильтры для очистки сточных и проточных вод от тяжелых металлов при помощи сорбента из хитозана и оксида графена. Мы занимаемся созданием не только сорбента, но и моделируем корпуса фильтров, которые можно применять в бытовых целях. Картридж предназначен для фильтров кувшинного типа. Также мы проектировали фильтр промышленного назначения, естественно, в уменьшенном масштабе. Двух недель недостаточно для того, чтобы реализовать эти идеи в полном объёме. Если говорить о проделанной работе, то мы успели провести исследование и реализовать цель Life Science School – педагогическое взаимодействие. С нами участвовали школьники с 7 по 11 класс. Конкретно наша команда целиком состояла из учеников 9 класса. Наша непосредственная задача – не просто реализовать научную сторону проекта, но и показать ребятам внутреннюю часть науки. Показать им сложность научной деятельности и необходимость большой погруженности в процесс для того, чтобы добиться каких-то результатов. Мы учили ребят самостоятельности: не делали за них работу, а просто направляли их. Проводили как бы мастер-класс, а потом ребята уже под нашим чутким руководством старались сами решить задачу. Важной частью нашей деятельности являлась теоретическая разработка, которая тоже велась вместе с ребятами. Для школьников это оказалось нелегко, потому что им приходилось соприкасаться с большим количеством незнакомых терминов. Ребята выбрали нашу команду, потому что всё звучало очень интересно, а потом, когда погрузились в дело, поняли, что задумка является одной из самых сложных. Ребята оказались изначально недостаточно подготовлены по тем дисциплинам, которые требовались для ее реализации – физика и химия. Однако мы успешно представили наш проект и продолжаем дальше работу. По результатам этой деятельности мы выпустили в печать две статьи по теме бытовых и промышленных фильтров.
– Представители каких курсов были в вашей команде?
– В нашей команде были ребята с разных курсов. Кроме того, нам предоставили наставника от проектной школы. Им стала девушка, которая на данный момент заканчивает последний курс магистратуры по направлению «Техносферная безопасность» в Политехническом университете. Из РГПУ им. А. И. Герцена участвовали также ребята со второго курса биологического факультета.
– Как бы Вы описали, что такое будущий технопарк? Какие возможности использования пространств и оборудования технопарка Вы видите для себя, для вашей команды?
– Технопарк, в первую очередь – это свободное пространство. Например, мы продолжаем реализовывать идеи на площадке Герценовского университета. Однако главная проблема заключается в том, что, чаще всего, обычные аудитории заняты. То есть даже просто собраться на планёрку по проекту не получается, потому что всё везде занято. Новое пространство и призвано решить данную проблему. Мне кажется, технопарк может стать отличным местом для совместной работы нескольких университетов. Как это было и на прошедшей школе Life Science School. Там мы реализовывали проекты на базе технопарка Политехнического университета. А теперь мы можем приглашать людей уже в наш вуз. С помощью технопарка есть возможность показывать наш университет. Школьники могли бы наблюдать то, как здорово учиться у нас. Это хорошая возможность для привлечения абитуриентов. За счёт того, что в технопарке будет специализированное оборудование, можно без препятствий проводить различные опыты, эксперименты, не решая каждый раз проблему того, куда поехать и как сделать что-то без оборудования.
– Технопарк универсальных педагогических компетенций призван решить и проблему взаимодействия студентов и школьников. Как вы видите это взаимодействие?
– Во время участия в проектной школе всем участникам команд очень понравилось взаимодействовать со школьниками, обучать их чему-то новому. Поэтому, да, это будет отличная возможность применить новое пространство для того, чтобы спокойно собираться, проводить лекции, мастер-классы, как в рамках новых интенсивов, так и самостоятельно.
– Как вы думаете, привлечет ли технопарк тех студентов и школьников, которые сейчас недостаточно активны?
– Да, потому что, во-первых, технопарк выглядит очень современно, что немаловажно. Работать в старых аудиториях нравится не всем, а когда всё выглядит очень технологично, это становится интересно. Во-вторых, мне кажется, удобно будет привлекать студентов тем, что это достаточно близко находится от мест учебы. По собственному опыту могу сказать, что, действительно, некомфортно ездить на другой конец города в другие пространства. Теперь технопарк есть у нас в Герценовском университете. Можно буквально после пар пойти заниматься своим делом. Это возможность свободного доступа к проектной деятельности. Можно будет, я думаю, беспрепятственно зайти посмотреть, как она проходит. А затем увлечься и поучаствовать.
– Как вы считаете, привлечёт ли технопарк ребят, обучающихся гуманитарным специальностям? Интересна ли будет им работа в технопарке?
– Мне кажется, привлечёт как минимум потому, что есть возможность проводить в этом пространстве различные мастер-классы, лекции и семинары. Технопарк даст возможность инициативным студентам проявить себя. Они смогут придумать свой проект. Не надо пугаться названия «технопарк». Я думаю, что можно будет реализовывать проекты, которые касаются и гуманитарного образования.
– Рассматриваете ли Вы для себя возможность деятельности в каком-то волонтёрском движении или студенческом объединении, связанном с технопарком?
– На самом деле, очень хотелось бы. И мы с командой уже стараемся не только использовать созданную среду, но и менять ее. Было бы интересно внедриться в организацию событий различного характера уже в новом технопарке.
По материалам газеты «Педагогические вести»