|
Текст и фото: Педагогические вести |
Накануне конференции в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс Северо-Запад» прошла встреча представителей духовенства с деятелями образования. В круглом столе, посвященном проблемам преподавания в российских школах курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», приняли участие начальник отдела общего образования Комитета по образованию Анна Вячеславовна Грубская, директор института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена Роман Викторович Светлов, ректор Петербургской духовной академии, епископ Петергофский Силуан (Никитин), директор российско-американского Центра библеистики и иудаики РГГУ Леонид Фридович Кацис, заведующий кафедрой теологии НовГУ им. Ярослава Мудрого Сергей Сергеевич Аванесов и директор гимназии № 209 «Павловская» Дмитрий Георгиевич Ефимов.
На встрече обсуждались вопросы подготовки учителей к преподаванию курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также проблемы выбора конкретного предмета.
Дискуссия продолжилась на конференции «Педагогическое образование и теология в контексте подготовки специалистов для преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР», которая состоялась в Герценовском университете 8 октября.
Со вступительным докладом на пленарном заседании выступил заведующий кафедрой философии ЛГУ им. А.С. Пушкина Михаил Юрьевич Смирнов: «Ключевая проблема преподавания ОРКСЭ заключается в практической неопределенности того, каким должен быть результат этого безоценочного курса. Все существующие нормативные документы по этому вопросу содержат такие расплывчатые формулировки, как «духовно-нравственное воспитание», или же установки на «формирование личности учащихся, разделяющих российские традиционные духовные ценности». Точное перечисление этих ценностей в государственных документах периодически варьируется, а единого перечня не существует вовсе».
Михаил Юрьевич рассказал, как учителя относятся к присутствию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном процессе, и высказал свое отношение к предмету. «Учителя начальных классов умеют обучать математике, русскому языку, литературному чтению, природоведению, рисованию, но ознакомление школьников с религиями, хоть и в информативном ключе, — уже нечто иное, касающееся мировоззрения, причем в том специфическом аспекте, который отсылает к мистическому опыту. Математике, например, научить можно, но можно ли научить мировоззрению?» — обратился к участникам конференции М.Ю. Смирнов.
С критикой курса ОРКСЭ выступил заведующий кафедрой теологии НовГУ им. Ярослава Мудрого Сергей Сергеевич Аванесов. Сергей Сергеевич рассказал о плюсах и минусах предмета, а также проблемах внедрения курса в школьную программу.
«Введение в школьную программу курса, который призван дать представление о религиозных культурах народов, населяющих Российскую Федерацию, — вполне положительная задача. Такой курс должен способствовать взаимопониманию представителей различных конфессий, формированию компетентной и толерантной личности. С точки зрения достижения общегражданского единства наличие курса ОРКСЭ в школьной программе является критически необходимым», — заметил Сергей Сергеевич.
На конференции были затронуты проблемы подготовки кадров для преподавания курсов ОРКСЭ, подходы к обучению, а также отдельные компоненты курсов ОРКСЭ и ОДНКНР. Участники дискуссии высказали как положительное, так и скептическое отношение к религиоведческим предметам, их присутствию в программе начальной школы.
В конференции приняло участие более 100 специалистов и ученых, которые осуществляют подготовку и переподготовку педагогических кадров, педагогов, преподающих курсы ОРКСЭ и ОДНКНР, методистов. В стенах Герценовского университета собрались представители 12 регионов России.
Было проведено пленарное заседание, семинар и мастер-класс «Образ семьи в мировых религиозных культурах», на которых участники делились и обобщали опыт работы в этой области.
По завершении конференции Р.В. Светлов отметил: «Наиболее важным итогом мероприятия было отчетливо выраженное как работниками вузов, так и педагогами общего образования стремление к максимальному объединению усилий по подготовке кадров для данных дисциплин. Вызывает интерес деятельность педагогических магистерских программ, которые имеют духовно-нравственную и теологическую специфику. Отмечалась необходимость еще большего углубления взаимодействия школьных учителей с педагогическими вузами, особенно Герценовским университетом. Было принято решение о создании площадки для регулярного обмена опытом и взаимодействия между школьными педагогами, преподающими ОРКСЭ и ОДНКНР на базе РГПУ им. А.И. Герцена».