В олимпиаде приняли участие почти 100 молодых педагогов со всей России от Калининграда до Южно-Сахалинска, от Ямало-ненецкого автономного округа до Северного Кавказа. Лучшие молодые учителя, педагоги дополнительного образования детей, участники региональных советов молодых педагогов, ассоциаций и других общественных объединений педагогического профиля, молодые руководители образовательных учреждений доказывали свою состоятельность как современные профессионалы, способные решать актуальные проблемы школьного образования.
Конкурсная программа Олимпиады была разработана преподавателями кафедры педагогики с учетом целевых установок смены «Учитель будущего» и направлена на выявление молодых лидеров в сфере образования, способных решать задачи по изменению образовательного пространства в России в соответствии с ориентирами Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.».
| |
Конкурсы выявляли готовность формулировать идеи развития и проектировать изменения школьного образования, привлекать партнеров к решению проблем образования, осуществлять эффективную коммуникацию. Содержательно все конкурсы отражали приоритеты образовательной политики, зафиксированные в Государственной программе – современное качество и гибкость образовательных программ, открытость и активность школы в социуме, максимально равная доступность образовательных услуг и сетевое взаимодействие учреждений в сфере образования.
В конкурсе «Новая школа для всех и каждого» молодые педагоги выдвигали идеи проектов, которые могут быть реализованы в программах развития образовательных учреждений и региональных систем образования. Выступления участников высветили проблемы, которые представляются им наиболее актуальными и требующими инновационных решений – нравственное воспитание школьников, здоровьесбережение, профессиональное развитие учителя.
В рамках конкурса «Открытая школа» была организована дискуссионная площадка – главным стал вопрос «Что означает «открытая школа»? Участники обсуждали, что означает сделать школу открытой для ребенка и его родителей, для государства и общества. Звучали предложения о публичной отчетности школ, об общественной экспертизе деятельности; открытость же школы для ребенка, по мнению молодых педагогов, проявляется не только в открытой образовательной среде, но и в открытости отношений между педагогами и учащимися.
Конкурс «Социальная роль современного учителя» предполагал подготовку участниками краткого публичного выступления, высвечивающего конкретную проблему в рамках поставленной темы – как они понимают общественное значение своей профессии и в чем заключается ответственность учителя перед обществом. Конкурс показал, что молодые учителя понимают свою социальную роль разнопланово. Они говорили и об обеспечении учителем качественного преподавания, нацеленного на достижение высоких результатов обучения, и о формировании образовательной среды, соответствующей образовательным запросам ребенка, и о необходимости социального партнерства школы для достижения целей современного образования, и о необходимости воспитания учащихся в русле базовых национальных ценностей.
Конкурс «Профессиональное развитие» предполагал решение кейса, в котором были представлены материалы, характеризующие различные способы развития профессиональных компетенций учителя – аннотации магистерских образовательных программ вузов, материалы сайтов профессиональных педагогических сообществ, положения профессиональных конкурсов и пр. Участникам необходимо было разработать, обосновать и выигрышно представить рекомендуемый молодому педагогу маршрут профессионального развития. Предложенные маршруты оказались очень разнообразными. Участники продемонстрировали мотивацию к непрерывному образованию, понимание необходимости профессионального развития.
Каждый конкурс педагогической олимпиады стал ярким событием смены «Учитель будущего», собирая немало заинтересованных зрителей. Для участников конкурсы стали стимулом профессионального развития, поскольку была возможность продемонстрировать профессиональные компетенции и понять, над чем требуется работать, чтобы успешно решать задачи развития современного образования.
Доказательствами успеха олимпиады стали многочисленные выражения благодарности организаторам, которые прозвучали и на подведении итогов олимпиады, и на встрече с представителями Министерства образования и науки, и на закрытии Герценовского шатра.
Материалы предоставлены УРВД