Социальные службы, психологи, медики, бьют тревогу: по статистике, в 2020 году, во время пандемии, число детских суицидов в Петербурге выросло в пять раз, по сравнению с 2019 годом.
Данных по этому году еще нет, но недавно стало известно, что в начале апреля две незнакомые друг с другом школьницы пытались распрощаться с жизнью. Объединяла девушек только любовь к японскому аниме.
В начале года городские суды уже заблокировали некоторые аниме, со ссылкой на то, что они «могут подталкивать к суициду и нанести вред психике подростков». В разряд запрещенных попали сразу несколько десятков популярных среди школьников японских мультфильмов.
Действительно ли аниме может стать причиной самоубийств среди детей, попытались разобраться журналисты «Аргументов и фактов». В интервью газете кандидат психологических наук, руководитель психологической службы РГПУ им. А. И. Герцена Александра Кошелева отметила, что само по себе аниме не является первопричиной. Как правило, трагедии случаются в силу совокупности негативных факторов.
«Если ребенок полностью погружен в среду аниме с непростой тематикой, это единственное, что он видит, и ему не с кем обсудить увиденное, то в отдельных случаях это может стать спусковым крючком. Но… в качестве единственного фактора мультфильмы рассматривать нельзя. Перечень причин, которые могут приводить к развитию суицидального поведения, очень большой. Начиная от конфликтов в школе и семье до психических заболеваний, которые у нас часто вовремя не распознают», — пояснила эксперт.
Она отметила, что лучший способ избежать трагедии – выстроить с ребенком доверительные отношения.
«Если вы с самого раннего детства привыкли обсуждать все проблемы, разговаривать, делать что-то вместе – к подростковому периоду, когда ребенок должен отдалиться, эта привычка останется. Убежденность, что родители надежны и к ним можно обратиться за поддержкой, – уже сформировалась. Кроме того, есть такие вещи, как образцы поведения. Если родители, родственники, друзья, которые приходят в дом, разговаривают, поддерживают друг друга, умеют грамотно конфликтовать – дети заимствуют эти формы поведения. В трудных ситуациях они воспользуются этой стратегией», — убеждена Александра Николаевна.
Востоковед, преподаватель Института востоковедения РГПУ им. А. И. Герцена Екатерина Сорокина уверена, что, если говорить о влиянии аниме на детскую психику, важно понимать, что японские аниме очень разные:
«Есть полнометражные мультфильмы всемирно известного режиссера Хаяо Миядзаки, обладателя нескольких Оскаров, которого называют добрым сказочником. «Рыбка Поньо», «Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок» и другие его произведения хотя и имеют религиозный подтекст, но, на мой взгляд, совершенно безобидны».
В то же время, отмечает эксперт, существуют и другие истории, такие, как, например, «Тетрадь смерти». И, если ребенок смотрит такой контент один, есть вероятность, что он может неправильно истолковать отдельные моменты.
Эксперты уверены, что контент и подача информации зависят от возраста ребёнка: мультфильм, который будет адекватно воспринят подростком, на дошкольника может оказать шоковое воздействие, а родители должны обучать детей пользоваться интернетом, поскольку запрещать те же соцсети в современном мире неэффективно. Подробнее – читайте в материале на сайте издания.
Кадр из мультфильма «Ходячий замок», режиссер Хаяо Миядзаки.