В Кыштыме, где оказался Герценовский институт в годы эвакуации, сотрудники вовсе не замыкались в тесных стенах педучилища. Они активно общались с внешним миром — с жителями Кыштыма и других городом Южного Урала. Одной из форм этого общения была популяризация научных знаний. Первое открытое заседание с приглашением кыштымской общественности было проведено в связи с 25-й годовщиной Октябрьской революции и установления советской власти. В дальнейшем проведение открытых заседаний ученого совета с приглашением городской администрации, местной интеллигенции и всех желающих стало традицией Герценовского института в Кыштыме. Подобными заседаниями с научными докладами отмечали календарные даты, чествовали именитых герценовцев. Печатные объявления о таких заседаниях расклеивались на улицах города. Вход на них был свободным.
Члены ученого совета предлагали в своих выступлениях различные направления и формы работы с местным населением. Е. Я. Голант рекомендовал шире вести культурно-просветительную работу среди студентов-кыштымцев, организовать университет выходного дня, родительский университет, Г. С. Невельштейн — привлекать специалистов для показательных уроков. Н. П. Гринкова считала необходимым «шире показать кадры, имеющиеся в институте, чтобы местные организации, предприятия и отдельные лица знали, куда и к кому им обратиться». В. Н. Бернадский признавал необходимым работать со школьниками, с пионерами.
Одним из главных, необходимых и полезных направлений научно-популярной и культурно-массовой работы было сотрудничество герценовцев с кыштымскими школами и учителями. Об этом свидетельствует план работы районного методкабинета, изданный в Кыштыме в 1943 г.
Среди тех, кто много и плодотворно работал в методкабинете, в первую очередь следует назвать Е. Я. Голанта (один из трех ежемесячных педагогических докладов о развитии самостоятельности учащихся, консультации для учителей по педагогике; всего для кыштымских учителей он прочитал около 20 докладов), доцента Д. Г. Юрова (педагогический доклад о повторительной работе и подготовке к экзаменам), преподавателя-методиста Ф. П. Винниченко (выступления перед директорами о сельскохозяйственных растениях и сельскохзяйственной работе школы), доцента И. С. Соминского (занятия по математике, консультации для учителей), ассистента Е. А. Дмитриеву (занятия в семинаре учителей естествознания), Е. В. Шевенко (занятия в семинаре учителей военно-физической подготовки), профессора Н. Г. Казанского (педагогический доклад о работе пионерской организации в школе).
Герценовцы вели не только лекционную и консультативную работу; они давали показательные уроки, посещали занятия, обследовали школы, проводили учительские конференции.
Акция «Научный полк» проводится Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с подведомственными образовательными организациями высшего образования и научными организациями уже не первый год. Мы будем рассказывать о студентах и преподавателях Герценовского университета в годы Великой Отечественной войны, о вкладе научных коллективов в Победу, о том, как развивалась наука в период Великой Отечественной войны и о ее восстановлении в послевоенные годы. Основная цель проекта – способствовать информированию широкой общественности о достижениях советской науки и учёных, внёсших поистине весомый вклад в борьбу за свободу и мир.
Лаборатория В.Н. Верховского. Кыштым 1943
Материал подготовлен музеем РГПУ им. А. И. Герцена, газетой «Педагогические вести»