Конференция, уже ставшая традиционной, была посвящена 100-летнему юбилею института детства и проходила при поддержке Фонда Президентских грантов РФ.
В Монтессори-чтениях приняли участие более 250 педагогов, психологов, научных сотрудников и студентов различных образовательных организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Екатеринбурга, Казани, Красноярска, Перми, Ростова, Снежинска, Томска, а также из Белоруссии и Швейцарии.
В рамках выступлений на пленарном заседании были освещены актуальные проблемы применения метода Монтессори. Исторический экскурс в честь 100-летия со дня открытия кафедры педагогики Монтессори в Педагогическом Институте Дошкольного Образования (ПИДО) и традиции использования альтернативных педагогических систем в работе ПИДО представили профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И. Герцена Элеонора Васильевна Онищенко и методист Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой Анна Евгеньевна Иванова. Заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка Герценовского университета Светлана Аркадьевна Котова в своем сообщении обозначила основные направления инновационных процессов в начальном образовании.
Президент Межрегиональной Монтессори Ассоциации (ММА) Оксана Владимировна Иванова осветила роль ММА в системе образования РФ. Директор школы антропоники, доцент кафедры искусствоведения Гуманитарного института Сибирского федерального университета Мария Моисеевна Миркес в своем докладе презентовала результаты реализации проекта сетевых лабораторий научного проекта «Качество практик индивидуализации в дошкольном образовании», финансируемого Фондом президентских грантов РФ.
После пленарного заседания была организована работа гайд-парка сетевых лабораторий и мастер-классов Монтессори-сообщества по следующим направлениям: профессиональное развитие педагогов; взаимодействие с родителями в практике индивидуализации; образовательные события; развитие речи; здоровьеформирующие технологии в образовании. Обучение на основе движения; гуманитарная экспертиза; ранний возраст; практика субъектности; формирование творческого интеллекта в образовательных практиках; инклюзия в дошкольном образовании.
Во второй день конференции была проведена выставка автодидактических материалов и их презентация, а также состоялось обсуждение основных возможностей их внедрения в работу современных образовательных организаций. Среди таких направлений ― ленты времени, карты и другие материалы в освоении природы и культуры детьми дошкольного и школьного возраста; «Психоарифметика» и современные материалы для самообучения математике для детей от 3-х до 16 лет; самообучение дошкольников и школьников; коллекции игровых материалов при организации образовательных сред для детей раннего возраста; специальные автодидактические материалы для работы с особыми детьми в инклюзивных детских садах, школах и реабилитационных центрах.
Результаты дискуссий были представлены в рамках обсуждения пяти наиболее актуальных проблем развития автодидактики в формате коворкинга.
В завершение Монтессори-чтений состоялись активные выступления участников как экспертов, давших объективную оценку результативности всех форм работы. На закрытии конференции прозвучали также предложения по тематике и формам организации и проведения следующих Монтессори-чтений в 2019 году.
Более подробно с результатами конференции можно познакомиться на сайте Межрегиональной Монтессори Ассоциации.
Информация предоставлена институтом детства РГПУ им. А.И. Герцена