Проект для талантливых детей Арктики, Сибири и Дальнего Востока организован Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН) при поддержке Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (РАЙПОН) и Ассоциацией культуры для поддержки и развития талантливой молодежи. Проект осуществляется в рамках реализации государственной программы РФ «Реализация государственной национальной политики» и приурочен Международному году языков коренных народов.
В проекте принимают участие 150 детей из 13 субъектов РФ, для которых подготовлена насыщенная культурно-образовательная программа: занятия по родному языку, мастер-классы и лектории, посвященные Международному году языков коренных народов мира и Году театра в России, уроки риторики, иностранного языка и географии, изучение культуры и истории народов России и многое другое.
С 31 августа по 3 сентября в качестве эксперта в культурно-образовательной программе проекта «Таланты Арктики. Дети» активное участие приняла доцент кафедры этнокультурологии, балетмейстер фольклорного театра-студии «Северное сияние» института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена, руководитель отделения АКМНСС и ДВ РФ в Санкт-Петербурге Светлана Леонидовна Чернышова.
С.Л. Чернышова подготовила и провела для ребят лингвокультурологическую лабораторию «Родной язык — наследие народа», творческую мастерскую «Язык движения в национальных танцах» и серию мастер-классов по танцевально-пластической и музыкально-песенной культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Особенностью лингвокультурологической лаборатории «Родной язык — наследие народа» стало выявление у участников навыков свободного использования слов родной речи в коммуникативных условиях, в том числе в процессе выполнения творческих заданий. Дети (ненцы, эвенки, эвены, саами, селькупы, вепсы) в сформированных командах за определенное время составляли слова на своих родных языках, распределяя их по следующим группам: «Животные», «Части тела», «Посуда», «Месяцы года». По завершении ребята имели возможность произнести эти слова вслух с переводом их на русских язык — это позволило услышать разнообразие звуков своего родного языка и языка других этносов, отрабатывая правильность их произношения и дикцию, а также выявить лексические сходства и различия. Следующим заданием было произнести номер телефона (свой или вымышленный) на родном языке — это упражнение было направлено на закрепление у детей системы счета на родном языке и способности воспринимать на слух сказанное. Важно отметить, что преимущественно ребята справлялись с заданиями самостоятельно и с интересом.
Основной целью мастерской «Язык движения в национальных танцах» было знакомство участников с этнорегиональными специфическими особенностями танцевальной пластики коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и формирование у них навыков художественно-творческой деятельности. В начале занятия Светлана Чернышова рассказала детям о танце, его символическом значении в традиционной художественной культуре северных этносов. Затем дети из Ненецкого и Чукотского автономных округов, Республики Саха (Якутия) и Республики Карелия, Красноярского края могли представить и исполнить многообразные танцевальные элементы ненецких, чукотских, эвенских, эвенкийских и вепсских танцев. С.Л. Чернышова акцентировала внимание детей на правильности выполнения движений, расшифровывая их семантику и танцевальный язык.
На мастер-классах по танцевально-пластической и музыкально-песенной культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Светлана Леонидовна Чернышова вместе с детьми из Республики Карелия и Чукотского автономного округа, используя специальную методику обучения, провела занятие по чукотским и вепсским танцевальным движениям, направленное на оттачивание техники их выполнения, совершенствование элементов композиции танцевального номера и отработку чувства ритма. #талантыарктики #акмнссидврф #indigenospeoples #iuil2019
Информация предоставлена институтом народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена