«Такое направление деятельности, как коррекционная педагогика, в Герценовском университете всегда было приоритетом. Не так давно была принята обновленная Программа развития РГПУ им. А.И. Герцена на 2016-2020 гг., — отметил С.И. Богданов. — И все, что связано с инклюзивным образованием, выступает в ней как тренд развития Герценовского университета. Чтобы работа в данном направлении была результативной, необходимо построить общее пространство, объединяющее органы законодательной и исполнительной власти, научные учреждения и университеты, центры, специалистов-практиков».
С приветствием к собравшимся обратилась депутат Государственной Думы ФС РФ Л.Н. Антонова, курирующая работу Экспертного совета.
Заседание прошло в расширенном формате: кроме членов Экспертного совета в нем приняли участие представители федеральных и региональных органов управления образованием и образовательных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководители общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов, а также администрация и преподаватели РГПУ им. А.И. Герцена.
В ходе обсуждения был рассмотрен комплекс организационно-управленческих, нормативно-методических и психолого-педагогических вопросов, связанных с кадровым обеспечением системы образования и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Открывая совещание, председатель Экспертного совета и модератор встречи Г.В. Семья отметила, что работа по совершенствованию кадрового обеспечения специального образования ведется постоянно. «Все, что связано с дефектологическим образованием — это точка роста в нашей работе. Мы очень надеемся, что сегодняшнее заседание Экспертного совета станет важным шагом вперед в этом направлении, что будут высказаны конструктивные предложения по данной теме».
Член Экспертного совета, директор Института коррекционной педагогики РАО, вице-президент РАО Н.Н. Малофеев в своем докладе «Взаимодействие академической науки и вузовской практики как ресурс кадрового обеспечения специального образования» охарактеризовал соответствующие наработки и результаты, которыми ознаменовались преимущественно последнее десятилетие. К числу проблем, требующих решения, Н.Н. Малофеев отнес рассогласованность подходов к оценке сформированности компетенций специалистов-дефектологов, отсутствие эффективных механизмов трансляции научных достижений в вузовскую практику.
В докладе «Герценовский университет: кадровое обеспечение образования лиц ОВЗ — традиции, опыт, перспективы» директор Института дефектологического образования и реабилитации, член Экспертного совета В.З. Кантор подчеркнул, что РГПУ им. А.И. Герцена, недавно отметивший свое 220-летие, фактически является родоначальником отечественной дефектологии. Раскрыв исторические аспекты и охарактеризовав современное состояние подготовки дефектологических кадров в Герценовском университете, Виталий Зорахович подчеркнул актуальность реализации в сфере дефектологического образования в целом смешанной модели подготовки кадров, интегрирующей преимущества моно- и многоуровневой системы.
Также в рамках заседания выступили: заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ И.О. Терёхина («О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»), член Экспертного совета, Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге С.Ю. Агапитова («Дети с ОВЗ: право на образование — педагогические кадры в системе межведомственного взаимодействия»), директор Педагогического колледжа №1 им. Н.А. Некрасова Т.А. Голядкина («Подготовка педагогов для работы с детьми с ОВЗ в организациях среднего профессионального образования: достижения и зоны роста»), член Экспертного совета, проректор по научной работе ЛГУ им. А.С. Пушкина Л.М. Кобрина («Особенности и проблемы подготовки педагогических кадров для региональной системы образования детей с ОВЗ»).
Заседание продолжило посещение специального реабилитационного образовательного учреждения среднего профессионального образования — техникума для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр». Во второй день работы Экспертного совета, 6 июня, запланировано посещение учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1».
Фото: Педагогические вести